Лошадь Битюг: обзор породы, характеристика, масти и фото

Лошадь породы Битюг.История и характеристика породы

Битюг — тяжелоупряжная порода лошадей, выведенная специально для сельскохозяйственных и гужевых потребностей. На сегодняшнее время такая порода не существует.

Как самостоятельная порода битюги известны уже в середине 18 века. Встречается несколько версий происхождения породы. То ли сам Пётр I прислал жеребцов голландских и датских пород для скрещивания с местными тяжеловозами, то ли крестьяне Воронежской губернии озаботились выведением особо крупной и выносливой породы, то ли сам граф Орлов в своём Хреновском конном заводе развлекался выведением не только рысаков, но и тяжелой и грубой лошади. В пользу последней версии говорит рысистая основа и так называемая орловская стать некоторых знаменитых представителей этой породы. Скорее всего истина будет где-то посередине и окончательное становление породы проходило действительно в три этапа — от Петровской инициативы через промежуточные скрещивания к Орловскому финальному штриху.

Характеристики породы

Битюги были лошадьми среднего роста 150-158 см в холке (впрочем, отдельные исключительные представители этой породы достигали высоты 178 см в холке), с развитой крепкой спиной, длинным телом и оброслыми ногами. В литературе встречается такое описание: «голова умеренной величины, полугорбоносая, с большими глазами, шея мясистая и короткая, грива и хвост длинные, густые..» Отличительной особенностью породы можно назвать настильный шаг и быстроту хода, позволяющую совершать длительные переходы по степным дорогам с тяжелым грузом. Считалось, что нормой для битюга являлись переходы в 80 вёрст (это 84, 8 км) с грузом около 800 кг. В сохранившихся до наших дней описаниях работы битюгов указывались рекорды грузоподъёмности — это 230 пудов, то есть 3749 кг. Без малого 4 тонны!

Спокойный нрав, неприхотливость и выносливость этих лошадей довольно быстро завоевали популярность породы как среди сельскохозяйственных работников, так и среди возчиков. Практически весь промышленный извоз тех времён осуществлялся именно битюгами.

Масть лошадей была преимущественно бурая и мышастая. Однако встречались и представители с иным окрасом. Есть данные, что московский полицмейстер Огарев, сам страстный лошадник, лично занимался подбором битюгов для городских пожарных команд. Причём для каждого района подбирались лошади одинаковой стати и масти. Как писал незабвенный «дядя Гиляй» (ВладимирГиляровский): — «.. каждая часть имела свою «рубашку», и москвичи издали узнавали, какая команда мчится на пожар».

Кстати говоря, именно эти воспоминания отлично характеризуют тягловые качества битюгов. Достаточно лишь подсчитать, какой вес имела средняя пожарная повозка тех времён, с командой, бочкой с водой, насосом и прочими приспособлениями. Не меньше 2 тонн. И такой вес нужно было не просто тянуть, а именно что «мчать как на пожар». Впечатляет!

Причины сокращения и исчезновения породы

С середины 19 века в попытках вывести ещё более крупную и тяжеловозную породу битюга начали скрещивать с английскими тяжеловозами, а впоследствии и с рысаками. Однако ожидаемых улучшений породы не произошло — на фоне изменения экстерьера значительно снизилась выносливость и неприхотливость породы. Всё это совпало по времени с массовой распашкой лугов и ухудшением кормовой базы, что, в свою очередь привело к значительному уменьшению популяции этой породы. Политические и экономические потрясения начала 20 века практически полностью уничтожили поголовье битюгов.

В надежде восстановить популяцию этой, безусловно, необходимой для сельского хозяйства лошади в 1922 году в Воронежской области начала работать специальная комиссия по организации рассадника племенных битюгов. Однако вспыхнувшая в 1925 году эпидемия сапа на корню оборвала работы по восстановлению породы. Чистокровные битюги исчезли полностью.

Воронежская упряжная лошадь как подражатель битюгу

Потребность в крепкой и выносливой лошади оставалась по прежнему высокой. Взяв за основу рабочие качества битюга, рысака и тяжеловоза в первой половине 20 века была выведена новая порода, получившая название Воронежская упряжная лошадь. Представляет собой промежуточный вариант между легкоупряжной и тяжелоупряжной лошадью. Впервые лошадь этой породы была показана на выставке в 1939 году. Обладая выносливостью и неприхотливостью битюга новая порода получила массовое признание и распространение среди сельскохозяйственных работников. После Великой Отечественной поголовье лошадей значительно сократилось, но полностью не исчезло. Работы по восстановлению и улучшению этой породы были продолжены, что позволило сохранить основные характеристики этих лошадей и до наших времён.

Все о сказочных русских лошадях породы Битюг

Битюг – это порода тяжелоупряжных лошадей, которая выведена для работ в сельском хозяйстве и гужевого транспорта. Сегодня лошадь битюг в первозданном виде не существует, порода полностью утрачена. Первые сведения о битюгах приходятся на XVIII век.

Происхождение

Есть две версии относительно происхождения битюгов:

  1. Петром Первым были привезены выносливые голландские и датские жеребцы пород клейдесдаль и брабант для скрещивания с исконно русскими тяжеловозами.
  2. Выведением битюга занимался граф Орлов на Хреновском конезаводе. Таким образом, «орловцы» — это не только рысистые кони, но и тяжеловозы.

Вторая версия более правдоподобна, поскольку отдельные знаменитые представители породы «битюг» отличаются характерной «орловской статью». Кроме того, при селекционной работе использовались и рысистые лошади. Вернее всего то, что в обеих приведенных версиях есть рациональное зерно: первая инициатива по выведению тяжеловозных коней принадлежала Петру, а граф Воронцов работал над улучшением рабочих качеств животных.

Скрупулезный подход к подбору производителей, качественный и обильный корм привели к тому, что в конечном итоге была получена новая порода коней, которая уникальна по своей силе и грузоподъемности.

Название свое порода получила от речки Битюг, на берегу которой и было расположено коневодческое хозяйство.

Описание

Лошади сильные, среднего роста. Высота животного в холке составляла в среднем 1500–1580 мм:

  • для жеребцов – 1550–1580 мм;
  • для кобыл – 1500–1550 мм.

Высота отдельных особей достигала 1780 мм. Спина животного прямая, с хорошо развитыми мышцами, ноги оброслые, тело удлиненной формы. Хвост и грива густые, большой длины. Голова компактная, с крупными глазами, умеренно горбоносая. Грудь широкая, круп несколько удлиненный. Ноги у битюгов крепкие, сухие, копыта прямые и плоские.

Эта порода лошадей сочетает чрезвычайную выносливость с быстрым ходом, что дает возможность перевозить тяжести на значительные расстояния. Для породы нормальным считался 80-верстовый (около 85 км) переход с грузом 0,8 т. Рекордом по грузоподъемности считался вес груза в 230 пудов, а это почти 4 тонны.

Лошадь отличается неприхотливостью в пище, исключительным послушанием и выносливостью. Это сделало битюгов незаменимыми и в сельском хозяйстве, и на гужевом транспорте. В частности, на промышленном извозе была задействована именно эта порода. Если присмотреться к васнецовской картине «Богатыри», то можно предположить, что именно битюги возили на своих спинах защитников земли Русской. Знаменитый «Сивка-Бурка» из народных сказок тоже имеет немало общего с этими лошадками.

Масть у битюгов бывает разной. Самый распространенный окрас – мышастый и бурый, гораздо реже попадаются лошади пегой и рыжей масти. Есть записи, что Огарев, полицмейстер Москвы, знаток и любитель лошадей, сам занимался подбором животных одной масти для пожарных команд, причем каждой из пожарных частей соответствовал определенный окрас тяжеловозов.

Сам факт, что битюгов использовали для выезда пожарной команды, говорит о необыкновенной силе лошадей, ведь на повозке, помимо команды пожарных, размещалось оснащение, огромная водяная бочка и насос для воды. И этот огромный вес (не менее 2 тонн) необходимо было не просто сдвинуть с места, а мчаться с ним во весь опор – «спешить, как на пожар».

Исчезновение породы

В XIX веке с целью улучшения рабочих качеств коней битюгов скрещивали с тяжеловозными лошадьми из Англии и местными рысистыми породами, но ожидаемого эффекта не произошло: полученные гибриды потеряли в выносливости. Одновременно с этим произошло и сокращение кормовой базы: площадь лугов существенно сократилась из-за массовой распашки. Катаклизмы политического и экономического характера начала XX столетия способствовали полному сокращению популяции этих уникальных лошадей.

Попытки восстановить поголовье битюгов предпринимались с 1922 года в Воронежской области. Планировалось создать рассадник племенных животных. Но из-за эпидемии сапа (1925 год) работы по восстановлению породы были прерваны. Чистокровные «битюги» полностью прекратили свое существование.

Читайте также:  Пиарантус – Piaranthus

Воронежские упряжные

Сильные, неприхотливые и выносливые скакуны по-прежнему были востребованы. Первая половина ХХ века – это время выведения новой породы лошадей: Воронежская упряжная. Это своеобразное промежуточное звено между легко- и тяжелоупряжными лошадьми. В 1938 году был создан государственный племенной рассадник по выведению новой укрупненной породы. В 1939 году порода в первый раз была представлена как выставочная. При селекционной работе ученые взяли за основу рабочие характеристики таких лошадей, как рысак, тяжеловоз и битюг.

Селекционная работа велась по следующим направлениям:

  • скрещивание помесей рысистых лошадей, битюгов и тяжеловозов;
  • прилив крови лошадей рысистых пород;
  • отбор коней для дальнейшего племенного разведения по желательным признакам.

Животные новой породы отличаются выносливостью и силой, неприхотливы, благодаря чему они получила распространение как тягловая сила. Несмотря на сокращение поголовья во второй половине ХХ века, велась работа по улучшению породы – это позволило сохранить все ее лучшие признаки до сегодняшнего дня.

Описание

Крепкая и сильная лошадь, с удлиненным туловищем и ровной спиной. Круп удлиненный, прямо поставленные передние ноги. Копыта крепкие, уплощенные. Щетки на ногах выражены.

Различают три разновидности:

  1. Массивные скакуны с удлиненным туловищем, которые восходят по мужской линии к тяжеловозам. Это самая малочисленная группа.
  2. Животные пропорционального, более легкого сложения, которые восходят по мужской линии к жеребцам рысисто-битюгских кровей.
  3. Помеси, происхождение которых неизвестно. Экстерьер этих животных грубоватый, сложение дисгармоничное.

Как и битюги, Воронежские упряжные лошадки неприхотливы к содержанию и выносливы. Лучшие представители породы демонстрируют грузоподъемность в 4000 кг.

Описание легендарной породы битюгов

В России всегда было развито сельское хозяйство, поэтому лошади требовались больше не для развлечения, а для работы. Ценились спокойные трудолюбивые кони. Лошадь битюг — один из ярких примеров. Многие уверены, что их использовали еще богатыри. К сожалению, эта порода вымерла.

Происхождение

Битюг имеет сложную и не до конца известную историю. Насчет родословной тоже ведутся споры. Известно, что первыми предками были степные кони. Постепенно их скрещивали с другими родословными. Считают, что окончательный вид битюги приобрели в XVIII веке в Воронежской области. Название породе лошадей дали примерно в это время. Битюг — река, левый приток Дона. На ее берегу размещался конезавод.

Порода была популярна еще до Петра I, при котором ее пытались усовершенствовать. Кобыл скрещивали с иностранными жеребцами тяжеловозных разновидностей. Среди них были клейдесдали, брабанты.

Позже в генетический котел добавили кровь рысаков. По одной из версий, селекцией занимался сам Орлов. Получается, граф приложил руку не только к выведению знаменитых рысаков. Битюгов он скрещивал со своими орловцами на Хреновском конезаводе. Обе породы имеют явные общие черты.

Описание

Сохранилось много информации о битюгах, изображения представителей этой уже исчезнувшей родословной. Выглядели они так:

  • Крупное пропорциональное тело.
  • Рост — до 178 см. Позже, после селекции он стал меньше — 150–165.
  • Длинное туловище с прямой спиной.
  • Широкая грудь.
  • Развитая шея.
  • Прямые, сухие ноги с плоскими, крепкими копытами.
  • Длинная грива, волнистый хвост.
  • Развитые, красивые щетки на ногах. Они защищали от мелких повреждений, и царапин, зимой — от снега.
  • Как правило, встречалась гнедая или серая масть. Были и рыжие, пегие особи.

Чтобы представить, как примерно выглядели битюги, достаточно взглянуть на известную картину «Богатыри» Васнецова. Действительно, проще совершать подвиги именно на таких конях. Лошади обладали огромной силой, крайней выносливостью и скоростью:

  1. Стандартное отягощение — около 800 кг. Обычное расстояние — 80 верст или примерно 85 км. Известен случай, когда конь перевез груз весом почти в 4 тонны (230 пудов).
  2. Эту тяжелоупряжную породу использовали пожарные. Подтверждают это записи московского полицмейстера Огарева, увлекавшегося лошадьми и подбиравшего животных. У каждой из пожарных частей кони были определенной масти, окраса. Они перевозили людей, большую бочку и оснащение общим весом минимум две тонны. Везти нужно было очень быстро, во весь опор. Битюги хорошо справлялись с этой работой.

В народных сказках кони-помощники тоже напоминают тяжеловозов. Например, Сивка Бурка. Битюги обладали почти сказочными способностями. Это касается не только силы — они были спокойны, добры и послушны. Кони отличались выносливостью и малой прихотливостью в уходе, еде.

В прошлом отношение людей к своим животным было особым. На лошадях, коровах и других держался семейный бюджет — они «кормили», выручали крестьян. Приобретение было большим вложением, а потеря — страшным ударом по кошельку.

Поэтому в сказках битюг всегда выступал в роли верного друга, защитника и помощника. Это неудивительно, особенно учитывая его огромные возможности и добрый характер. Не обделили битюга вниманием и современные мультипликаторы. Это Бурушка из картины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Известно, что для военных целей подходят храбрые и горячие лошади верховых родословных. Битюг — явный тяжеловоз, который не годился для стремительной атаки. Однако породы смешивают и совершенствуют. Еще в древности битюг получил воинственную жилку. Привычные спокойствие и добродушие на время исчезали.

Битюгов использовали как верховых. Однако главное их назначение — тяжелые работы, упряжка, гужевые перевозки. Активно применяли в сельском хозяйстве, потом — в промышленном деле. Эти кони выполняли долгую, рутинную работу.

Причины сокращения и исчезновения породы

Ближе к концу XIX века битюги уже переживали кризис. Скорее всего, причинами этого стали:

  1. Плохая селекционная работа или ее отсутствие. C середины XIX века представителей породы скрещивали с английскими тяжеловозами и крестьянскими рысаками. Появились изменения во внешности. Ухудшились выносливость и неприхотливость.
  2. Дефицит корма. Степи распахивали, коней переводили в хлев. Солома, отруби, жмых были слишком скудной едой для такой крупной и работящей лошади. Возможно, эта причина совпала по времени с предыдущей.
  3. Гражданская война 1918–1922 гг. В такой же ситуации оказалась, например, стрелецкая разновидность. Войны внутри страны — обычная причина вымирания пород, особенно лошадиных. Во время потрясений, упадка не до селекции. Кроме того, лошади — прямые участники сражений того периода. Они делили с людьми и другие тяготы: голод, работу на износ.

Для восстановления поголовья в 1922 году начала работу специальная комиссия. Был организован рассадник племенных битюгов, находившийся в Воронежской области. Но работу не удалось завершить — помешала эпидемия сапа в 1925 году, из-за которой порода исчезла.

Воронежская упряжная лошадь как подражатель битюгу

После неудачи селекционеры пытались сохранить то, что осталось от генофонда. Стране по-прежнему нужны были сильные кони для сельского хозяйства. Последних богатырских лошадей успели скрестить с рысаками — орловцами. Выбирали самых массивных жеребцов, например, Брута и Зверобоя. Кроме того, использовали тяжеловозов. Получилась воронежская упряжная порода.

Этих коней впервые показали в 1939 году на выставке. Они представляли собой нечто среднее между легко- и тяжелоупряжными лошадьми. Выносливость и неприхотливость битюга сохранялись.

Внешнее сходство тоже было заметным:

  • длинное, мощное, пропорциональное тело;
  • узнаваемые щетки на ногах.

Воронежских упряжных лошадей сразу оценили в колхозах. Порода быстро получила распространение. Однако всего через два года началась Великая Отечественная война. Воронежские кони чуть было не повторили судьбу битюгов.

В этот раз породу удалось сохранить. После Победы поголовье восстановили. Дальше этих лошадей ждала селекция. Их качества улучшали.

Воронежская упряжная порода «возила воду и воеводу». Она стала универсальной благодаря таким достоинствам:

  • воронежцы крупнее, мощнее рысаков, но подвижнее и темпераментнее тяжеловозов;
  • работоспособность и покладистость;
  • устойчивая передача своих генов;
  • красивая внешность;
  • хороший ход, удобство езды.

В Великую Отечественную воронежских лошадей использовали в сельском хозяйстве и на транспорте. Не делалось исключений и для производителей. Кони довольствовались скудной едой и выполняли огромную работу. Их физическое состояние оставалось неплохим.

После Победы условия улучшились. Лошадей тренировали. Например, уже в 1950 году жеребец по кличке Актер пробежал 2 км за 4 минуты и 40 секунд. При этом он вез 800 кг. Животные показывали результаты, достойные своих былинных предков. Были даже предложения вернуть название «битюг».

Читайте также:  Пабстия (орхидеи)

В 1953 году коневодство было запущено. Это коснулось и воронежской упряжной породы — уже к началу 60-х профессиональных центров почти не осталось.

Битюг помогал русскому человеку в труде и на войне. Это верное животное стало почти сказочным. Сейчас богатырский конь живет только в народной памяти. Но в некоторых из современных лошадей еще осталось немного его крови.

Битюги — лошади из русских сказок

Если говорить об этой породе лошадей, то следует прежде сказать, что это настоящие русские богатыри. Эти кони обладают всеми качествами русского народа. Они выносливы, крепкие и могли выдерживать очень большие грузы. К сожалению, битюг — порода лошадей, которая сегодня прекратила свое существование. Однако былая слава этих скакунов живет и сегодня.

Обзор породы

Как вы уже поняли, битюг – это старинная русская порода тяжеловозных лошадей. Они много лет помогали нашему народу осуществлять различные сельские работы и радовали прекрасным характером. Эти лошади крайне спокойные, добрые, покладистые. Они трудолюбивы и безотказные. Кроме работ на поле, их использовали в качестве верхового транспорта. Есть предположение, что на таких конях ездили русские богатыри.

Происхождение

Начало этой породе дала потребность на Руси в очень выносливых и сильных лошадях. Основой для получения битюгов стали местные кони, которые жили в степях. После развития отрасли коневодства их стали скрещивать с другими тяжеловозами, постепенно формируя облик настоящего русского коня-богатыря. Считается, что выведены они были в 18 веке в Воронежской губернии в долине реки Битюг. От этого порода позже получила свое официальное название.

Сегодня многие иппологии говорят, что окончательно вид этих мощных коней сформировалась во времена Петра Великого, когда он скрестил голландских и датских жеребцов с уже популярными на то время тяжелыми кобылами. Еще позже к битюгам была прилита кровь орловских рысаков. Однако во второй половине 19 века, эти крупные лошади стали исчезать. Это связано с уменьшением кормовой базы, а также с сильным разбавлением кровей. Еще некоторое время порода существовала на Хреновском конном заводе, а потом исчезла и вовсе.

Есть предположение, что на основе битюгов была создана новая русская порода коней – воронежская упряжная. Когда численность тяжеловозов резко сократилась, здесь к оставшимся экземплярам прилили кровь рысаков. Так что есть вероятность, что кровь богатырей течет и в современных лошадях.

Внешний вид

Хотя порода и исчезла, но сегодня сохранилось много фактов о том, как выглядели настоящие битюги. Это были очень крупные, хорошо сложенные лошади. Рост в холке у жеребцов достигал 170 сантиметров. Позже после скрещивания с другими породами рост немного стал меньше – в среднем 155-165 см. Туловище у них крепкое и длинное, хорошо развита шея, широкая грудь и немного длинноватый круп. Это хорошо видно на фото.

Спина у битюгов прямая, широкая с хорошо развитой поясницей. Ноги крепкие, хоть и сухие, прямые с плотными плоскими копытами. Очень хорошо были развиты щетки, а также длинная грива и волнистый хвост. Если вы хотите наиболее точно узнать, как выглядели эти кони, посмотрите картину Васнецова «Три богатыря». Центральная лошадь наиболее точно подходит под описание битюгов.

Масть у этих коней была преимущественно гнедая и серая. Но также встречались рыжие и даже, как существуют описания, пегие.

Фотогалерея

Видео «Традиции русского тяжелого коневодства»

В этом видео вы сможете увидеть несколько видов отечественных тяжеловозов. Возможно в этих скакунах также течет кровь великих богатырских коней.

Узнайте больше

Русский тяжеловоз — идеальный помощник и выносливый красавец

Вольные лошади башкирской земли

Дикие и вольные лошади Мустанги

Битюг порода лошадей

  • Происхождение
  • Особенности экстерьера
  • Исчезновение породы
  • Воронежская упряжная лошадь как замена битюга
  • Заключение

Битюг – порода лошадей, которые традиционно использовались в России для выполнения тяжелой работы. Они были настоящими помощниками русскому крестьянству – сильные, выносливые, добрые и спокойные. Эти животные никогда не отказывали своим владельцам. Основная область применения – полевые работы – самые тяжелые и изнурительные. Также они неплохо подходили и для верховой езды. Обратите внимание на знаменитую картину Васнецова «Три богатыря» – лошади, изображенные на ней, очень сильно напоминают классических русских битюгов.

Лошадь породы Битюг

Происхождение

Сейчас сложно сказать, когда была выведена эта порода. Однозначно одно – у русских людей всегда было очень много тяжелой физической работы, исторически обусловленной образом жизни. В 18 веке в Воронежской области появились первые потомки классических тяжеловозов и степных лошадей. Это и привело к появлению богатырской породы битюгов.

Местные степные лошади выступили отличной основой для выведения новой разновидности. Официальное мнение о месте рождения первых битюгов, истинных богатырей лошадиного рода – долина реки Битюг, что находится в Воронежской губернии.

Однако вследствие резкого уменьшения количества корма во второй половине 19 столетия, эти крепкие, красивые животные начали постепенно исчезать. Негативно на размере популяции сказалось и все возраставшее количество примесей в крови. Можно с уверенностью утверждать, что порода полностью прекратила свое существование к концу 19 века.

Особенности экстерьера

Прошло уже более 100 лет с того момента, как в России не осталось ни одного битюга, но мы можем представить, как они выглядели. Сохранилось немало информации об их внешнем виде:

  • Рост у самых крупных особей мог достигать 170 см, хотя средние показатели колебались в пределах 155-165 сантиметров.
  • Круп – сильно развитый, мощная грудь и крепкие, сухие ноги. При этом спина у этой породы была прямая, поясной отдел почти такой же мощный, как грудная клетка.
  • Что касается окраса, чаще всего битюги были серые или гнедые, хотя есть упоминания о рыжих и даже пегих особях.

Исчезновение породы

В начале 19 века отечественные коннозаводчики стремились к улучшению и без того исключительных качеств породы битюгов. Для этого их начали скрещивать с английскими тяжеловозами, но такие эксперименты не дали ожидаемых результатов. Получавшееся потомство оказывалось менее выносливым.

Параллельно взрывными темпами увеличивались площади пашен, что, как следствие, привело к резкому сокращению количества выпасов. 19 век был ознаменован большим количеством политических катаклизмов, что еще больше усугубляло ситуацию с исчезновением битюгов как вида. Правительством России была предпринята попытка сохранить и возродить породу в Воронежской области, но злой рок и тут сыграл недобрую шутку – разразилась эпидемия, вызвавшая падеж остатков представителей богатырской породы.

На этом история битюгов в России закончилась.

Воронежская упряжная лошадь как замена битюга

Но исчезновение битюгов как вида вовсе не говорит о том, что исчезли потребности в выносливых универсальных лошадях. Результатом попыток вывести вид, который мог бы с успехом заменить битюгов, стало появление Воронежской упряжной лошади.

Такое животное – нечто среднее между легкоупряжными лошадьми и тяжеловозами. В 40-х годах 20 века Воронежская упряжная впервые была представлена на выставке. Заводчикам удалось совместить в этих лошадях качества рысаков, битюгов и тяжелоупряжных, хотя наиболее ярко выраженными оказались качества именно рысаков.

Справка. Воронежскую упряжную лошадь можно характеризовать как выносливых и неприхотливых животных, обладающих немалой силой. Эта порода сохранилась до наших дней, и ученые до сих пор продолжают вести работы по повышению характеристик вида.

Заключение

Россия – страна со сложными климатическими условиями, исторически предрасположенная к большому количеству тяжелого физического труда. Поэтому нет ничего удивительного, что человек всегда стремился к созданию таких лошадей, как битюги, которые могли бы быть надежными, покладистыми и сильными помощниками.

Читайте также:  Когда ребенка можно сажать на обычный стул

Битюг русская порода тяжеловозных лошадей: фото, описание, история породы

История происхождения породы битюг:
Являясь потомком вывозных в Россию жеребцов крупных тяжеловозных пород : клейдесдалля, брабанта, а так же местных рабочих лошадей. Славилась изумительной выносливостью, неприхотливостью и грузоподъёмностью, имели мягкий спокойный нрав, а так же были весьма трудолюбивы. Битюги были лошадьми среднего роста, крепкого телосложения, спокойного темперамента и представляли собой тип транспортной и сельскохозяйственной лошади. Они были способны проходить 50—85 км в день с грузом в 800 кг и более. Битюги были созданы на основе местной лошади степного типа, в результате скрещивания с лошадьми различных типов и пород.

Одним из факторов, способствовавших их выведению были богатые пастбища, расположенные вдоль реки Битюга. В конце XIX века, с появлением спроса на более крупную и массивную лошадь, битюгов стали скрещивать с тяжеловозами, а позднее с рысаками, отчего эта порода потеряла свою однотипность. Однако ценность битюгов, особенно для сельского хозяйства, побудила крестьян поддерживать тип лошадей, близких к битюгу, и вскоре в Верхне-Хавском и других соседних с ним районах была создана лошадь, сходная с битюгом. По происхождению она представляла продукт воспроизводительного скрещивания помесей рысаков, тяжеловозов и старой битюгской лошади.

В 1936 году Тамбовская зональная опытная станция коневодства изучила массив местных лошадей Верхне-Хавского, Щученского и других районов. Учитывая, что фактически всё поголовье битюгов было утеряно во время Гражданской войны и восстановить эту породу уже было невозможно, а её рабочие качества были очень ценны, был разработан план племенной работы, предусматривающий совершенствования типа местной крупной упряжной лошади путем разведения помесей «в себе», прилития крови густого рысака, отбора по желательному типу и улучшенного воспитания молодняка. Одновременно было решено эту лошадь называть не битюгом, а воронежской упряжной. Под этим названием воронежская лошадь была показана на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года. В 1938 году в районах с наиболее ценными воронежскими лошадьми был организован госплемрассадник, задачей которого являлось создание желательного типа укрупненной сельскохозяйственной лошади.
ЭКСТЕРЬЕР: Спина у них ровная, поясница хорошо выполнена, туловище длинное, с хорошо развитым длинным крупом, передние ноги прямо поставлены, копыта объемистые, плосковатые, но прочные, оброслость ног значительная. Из недостатков часто встречаются слабо выраженное запястье, сближенность скакательных суставов и саблистость задних ног.
Воронежские лошади обладают большой выносливостью и малой прихотливостью в отношении условий содержания и кормления.

Различают три типа воронежской упряжной лошади:
1. Первый. Восходящий по мужской линии родословной к тяжеловозным жеребцам, состоит из лошадей более массивных, с более длинным туловищем. По численности эта группа небольшая.
2. Второй. Состоит из несколько облегченных, но гармоничных лошадей, относящихся по прямой мужской линии к рысисто-битюгским жеребцам Ловчаку 1907 г.р. и его сыну Лорику, Замыслу, а также к рысистым жеребцам Кречету (неустановленного происхождения), Граду 1909 г.р, Ворону 1918 г.р, Раскату 1910 г.р. и Милорду. Большое положительное влияние оказала группа рысистых жеребцов густого типа: Кудесник 1914 г.р, Парубок, Кутила 1922 г.р. и сыновья Лужка 1908 г.р, использовавшиеся до 1934 года. Лучшими кобылами этой группы были кобылы с кровью жеребца Леля из линии Удалого, к которым относятся потомки Ловчего, и из линии Подарка через Раската.
3. Третий. Относятся потомки местных жеребцов (помеси неизвестного происхождения). Лошади этого типа занимают среднее положение, несколько грубоваты и нередко дисгармоничны.

Масти Битюгов:
Мышастая масть, бурая масть.

Рост Битюгов:
155 – 158 см (жеребцы),
150 – 155 см (кобылы).

Место выведения:
Россия: Ульяновская и Тамбовская области.

Использование:
Рабоче-пользовательское, тяжелоупряжное.

Распространение:
В настоящее время порода прекратила своё существование.

Битюг, порода лошадей

Битю́г — русская порода тяжеловозных лошадей, выведенная в 18 веке крестьянами Воронежской губернии в сехар по реке Битюгу. Битюги — продукт скрещивания голландских и датских жеребцов, присланных Петром Великим, и местных крупных кобыл. Впоследствии порода была улучшена примесью рысистой орловской крови. Рост битюга средний (до 6 вершков), грудь широкая, ноги со щетками, но довольно сухие. Крестец и спина широкие, мускулистые; масть гнедая, пегая и серая. Недостатки — тонина ног, слабая спина и мало развитый окорок. Во второй половине 19 века порода стала исчезать. Объясняется это сильным разбавлением западной крови местной крестьянской и рысистой и сокращением кормовой площади вследствие распашки степей, заставившей владельцев держать лошадей в хлевах, кормить соломой, жмыхами, отрубями — кормом, мало подходящим для такой годной для разнообразного употребления лошади. Рассадниками битюгской породы, кроме немногих крестьян, служил Хреновский завод. Для освежения крови битюгов выписывали жеребцов датской породы. В настоящее время порода исчезла. Иногда битюгами неправильно называют лошадей других пород.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Бить в набат
  • Бить набат

Смотреть что такое “Битюг, порода лошадей” в других словарях:

Битюг (порода лошадей) — У этого термина существуют и другие значения, см. Битюг. Битюг русская порода тяжеловозных лошадей, выведенная в XVIII веке крестьянами Воронежской губернии в сехар по реке Битюгу. Битюги продукт скрещивания голландских и датских… … Википедия

Битюг (порода лошадей) — Битюг, русская порода упряжных лошадей, выведенная в 18 в. крестьянами Воронежской губернии в сёлах по р. Битюг. Б. были крупного роста (высота в холке до 178 см), разнообразной масти, обладали удовлетворительной рысью, отличались выносливостью и … Большая советская энциклопедия

Битюг порода лошадей — (см. таблицу Породы русских лошадей) лучшая русская порода домовых лошадей, разводимая по р. Битюгу в Воронежской губернии. Главные места продажи этих лошадей: Бобров (на р. Битюге), Тамбов и Козлов. Различают две разновидности: крупную и среднюю … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Битюг, порода лошадей — (см. таблицу Породы русских лошадей) лучшая русская порода домовых лошадей, разводимая по р. Битюгу в Воронежской губернии. Главные места продажи этих лошадей: Бобров (на р. Битюге), Тамбов и Козлов. Различают две разновидности: крупную и среднюю … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Пиндос (порода лошадей) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пиндос (значения). Пастух с пиндосом Пиндос древняя порода лошадей (также известна как фессальская или тессальская … Википедия

Битюг — Битюг: Битюг (порода лошадей) русская порода тяжеловозных лошадей. Битюг (река) река в Тамбовской и Воронежской областях России, левый приток Дона. Битюг (Воронежская область) посёлок Хлебенского сельского поселения Новоусманского… … Википедия

Битюг — БИТЮГЪ (Битюкъ), единственная русск. тяжеловозная порода лошадей, получившая названіе отъ р. Битюгъ, протекающей въ Бобровскомъ уѣздѣ Воронеж. губ. Въ 1701 г., по повелѣнію Петра I, было переселено на р. Битюгъ, въ видахъ развитія… … Военная энциклопедия

Битюг — I Битюг река в Воронежской области РСФСР (верховья в Тамбовской области), левый приток Дона. Длина 379 км, площадь бассейна 8840 км2. Протекает по Окско Донской равнине. В бассейне более 400 озёр. Долина широкая, нередко заболочена.… … Большая советская энциклопедия

Битюг — а; м. 1. Порода рабочих лошадей тяжеловозов; лошадь такой породы (выведена в 18 в. в Воронежской губернии в сёлах по реке Битюг). 2. Разг. О мужчине крепкого, плотного телосложения. ◁ Битюговый, ая, ое (1 зн.). * * * Битюг река в Европейской… … Энциклопедический словарь

битюг — а/; м. см. тж. битюговый 1) Порода рабочих лошадей тяжеловозов; лошадь такой породы (выведена в 18 в. в Воронежской губернии в сёлах по реке Битюг) 2) разг. О мужчине крепкого, плотного телосложения … Словарь многих выражений

Ссылка на основную публикацию