Лапидария Маргарет: фото, условия выращивания, правила ухода

Для любителей экзотических цветов: особенности ухода и выращивания лапидарии

Лапидария Маргарет — характеристика и описание «каменной розы». Фото и видео-обзор на экзотическое растение. Особенности ухода за цветком лапидария

  • Автор записи

Автор: admin
Дата записи

Ботанические характеристики, родина и распространенность

Лапидария Маргарет (Lapidaria Margaretae) – многолетний суккулент из рода Лапидарии семейства Азиооновых. Название происходит от латинского lapis – «камень». Это растение родом из Южной Африки: пустынь Намибии и Ботсваны.

  • среди камней на кварцевых равнинах;
  • на северо-восточных солнечных склонах;
  • рядом с другими суккулентами.

Внешний вид

Это низкорослое, практически не имеющее стебля растение розеточной формы. От центральной розетки отрастают 2-3 боковых. Имеет 2-4 пары листьев размером 1х1,5 см, похожих на трёхгранные пирамидки, серо-зелёного или серо-фиолетового цвета. Грани ярко выражены, могут иметь розоватый оттенок. Расцветка лапидарии напоминает мрамор, что помогает ей маскироваться среди камней.

Между листьями в паре имеется ярко выраженная трещина, из которой со временем появляются цветоносы. Цветки ярко-жёлтые, с многочисленными длинными тонкими лепестками, до 5 см в диаметре. К окончанию цветения лепестки бледнеют до белого цвета. Внешне цветок выглядит, как солнце среди остроугольных камней. По окончании цветения из трещины появляется новая пара листьев: растение как бы «линяет».

В течение нескольких лет L Margaretae разрастается до небольшой колонии.

Далее можно увидеть фото растения:



Имеет ли виды культура?

Лапидария Маргарет (Lapidaria Margaretae) – единственный представитель рода лапидарий. Первоначально она была отнесена к роду Аргиродерма, но позднее её выделили в отдельную группу. Растение названо в честь южноафриканского ботаника – любителя Маргариты Фридрих.

Легко ли выращивать и как долго живёт?

Любители «живых камней» считают, что лапидарию выращивать легче, чем литопсы. Она менее прихотлива, но ряд условий по освещённости, дренированию почвы и поливу нужно соблюдать.

При должном уходе лапидария живёт в домашних условиях до 10 лет.

Лапидария Маргарет: описание и характеристики растения

О Лапидарии Маргарет /Lapidaria margaretae/ известно, что это многолетнее суккулентное растение относят к Аизовому роду и является единственным представителем этого монотипного семейства. Внешний «каменный» вид растения как бы указывает на латинское название – «камень».

Растет лапидария в Южной Африке, Намибии, Вармбад и Ботствана, предпочитает расти на равнинах, расщелинах, каменистых местностях, на солнечных склонах, в степях и пустынях.

Лапидария представляет собой низкорослый куст высотой до 4 сантиметров. Центральная розетка взрослого цветка дает пару-тройку отростков-розеток и 4-8 листочков, которые появляются из центра розеток. Следует отметить, что при комнатных условиях количество листьев может достигать до 16-ти. У трехгранных, сизо-зеленых небольших листьев лапидарии, вырастающих в ширину до 10 мм, а в длину до 15 мм, необычный голубоватый налет.

Листочки нечасто бывают розоватого или фиолетового оттенка у центра. Структура листовой пластины толстоватая, а края четко очерчены. У одиночных желтых или белых цветков – ярко выраженная желтая сердцевина диаметром примерно в 20 мм. У прямых, узких, многочисленных и ярких лепестков со временем меняется цвет. Во время цветения они имеют насыщенный цвет, а позже цвет становится намного бледнее. У прямых густо насаженных тычинок – ярко-желтый цвет.

Два лепестка розетки расчерчиваются глубокой бороздкой.

Второе название Лапидарии – «роза пустыни» или «роза пустыни Карру».

Лапидария носит дополнение к имени — «Маргарита», посвященное коллекционеру Маргарите Фридрих.

Уход за «каменой розой» лапидария

О выносливости и неприхотливости этого цветка известно даже новичкам-цветоводам. Его можно прекрасно растить и размножать в домашней обстановке. Лапидария интересна тем, что это – цветок-долгожитель. При грамотном уходе и соблюдении немногочисленных условий по выращиванию она проживет у вас дома до пятнадцати лет. Лапидария прекрасно переносит засуху и отсутствие воды долгое время.

Поговорим об особенностях по уходу за цветком

  • Об освещении
    Взрослое растение отдает предпочтение прямому солнечному свету. Однако, для молодых саженцев не обойтись без яркого, но рассеянного света. Чтобы лапидария пышно цвела, ей на постоянной основе требуется хороший яркий свет.
  • О требуемом температурном режиме
    Температурный режим этого тропического растения должен стремиться в летние дни – к 25-27 градусам, зимой – 12-15 градусов. Нельзя допускать понижения температурного фона до 5-6 градусов, так как лапидария может не пережить холодные воздушные потоки и сквозняки.
  • Как выбрать место
    Для взрослого растения выбирайте южный подоконник, можно с небольшим затенением (подойдет легкая занавеска). Также можно выбрать для местоположения лапидарии восточный или западный подоконник вашего дома.
  • Как правильно поливать
    Лапидарию следует умеренно поливать в летний и весенний период. Частота увлажнения субстрата – раз в две недели. Вода должна быть чистая и теплая, притом наливать ее следует в блюдце (или поддон). Лишней жидкости быть не должно. Зимой лапидарию не поливают.
  • О влажности воздуха
    Дополнительное увлажнение, опрыскивание и прочее этому растению противопоказаны. Самое высокое показание влажности – 40 процентов.
  • Как подкармливать
    Для лапидарии не подойдут плодородные почвы, как правило, подкормки не нужны. Однако, во время интенсивного роста, можно использовать минеральные комплексные удобрения, разбавив ей в воде. Подойдут подкормки для суккулентов и кактусов. Концентрация вносимых удобрений должна быть слабой.
  • О почве
    Для лапидарии готовят легкую, хорошо дренированную песчаную почву. Можно взять готовую почвенную смесь для суккулентов, состоящую из кварцевого песка, дерновой земли, листовой земли, кирпичной крошки и торфяной почвы (2:2:3:1:1). Подойдет также следующий более простой состав: листовая земля и крупнозернистый песок в равных частях. Обязательно присутствие дренажного разрыхлителя, также подойдут пенопластовая и кирпичная крошка с керамзитом. Важно перед тем, как использовать субстратную смесь, ее простерилизовать, пропарив ее при высокой температуре.
  • Как правильно обрезать
    Специальной обрезки для лапидарии не нужно. Во время пересадки обрезают отросшие части корневой системы, а также нездоровые и засыхающие цветы.

Принципы ландшафтного дизайна

Это не означает, что Вы должны обязательно применять все принципы к каждой части Вашего плана. Но только если вы понимаете эти принципы, у вас появятся творческие идеи.

Самый лучший ландшафтный дизайн находится в голове его создателя. Для создания интересного оформления рекомендуем следовать принципам ландшафтного дизайна, но они не “должны руководить” проектом. Креатив и творчество всегда приветствуются.

Принципы ландшафтного дизайна

Единство должно быть одной из главных целей Вашего проекта. Единство может быть лучше понято и выражено в совместимости и повторении. Повторяя подобные элементы (растения, группы растений или украшения), мы создаем единство. Совместимость создает чувство единения, когда некоторые или даже все элементы пейзажа сочетаются вместе и создают впечатление целостности.

Единство может быть достигнуто сочетанием характерных особенностей элементов в проекте, таких, как высота, размер, структура, цветовая гамма и т.д.

Хорошим примером является размещение валунов, акцентирующих на себе внимание. Если Вы когда-либо видели ландшафт, где большой белый круглый камень расположен здесь, валун красного гранита в форме квадрата – там и так далее, то Вы могли заметить, что этим специфическим элементом не было создано особого единства.

Это только один пример, но принцип относится ко всем другим элементам дизайна, таким как группы цветов, например.

Простой способ создать единство на Вашем участке – объединить элементы пейзажа одной темой. И один из самых доступных способов создать тему – это использование каких-либо декораций для сада. Создать тематический сад легче, когда тема связана с тем, что Вам нравится и интересно.

Если Вам, например, нравятся бабочки, Вы можете создать тему, используя растения, которые привлекают бабочек, а также поставив статуи, украшения или любой другой декор, который связан с бабочками.

Единство может быть выражено преобладанием одного элемента в Вашем пейзаже. Гармонию создает использование элементов, выдержанных в одном стиле и тематике.

Простота – фактически один из главных принципов дизайна и искусства. Это один из руководящих принципов, которому Вы можете следовать и пока делаете первые шаги как новичок, и когда будете создавать свой сад сами. Просто для начала ничего не усложняйте. Вы можете сделать это позднее.

Простота в посадке, например, означает, что нужно выбрать два или три цвета и повторять их всюду в саду или в дворике. Украшение фигурками по-минимуму и в пределах определенной темы, так же отвечает принципу простоты, как и последовательное распределение малых архитектурных форм, таких как валуны.

Баланс также подразумевается словом “дизайн”. Смыслом баланса является равновесие. Есть в основном два типа баланса в ландшафтном дизайне: симметричный и асимметричный.

Симметричный баланс – это когда соответствующие элементы дизайна сада располагаются более или менее одинаково. В симметричном саду обе стороны могут повторять полностью или частично одинаковые очертания, формы, высоту растений, группы растений, цветов, формы клумб, темы и т.д.

Вспомните, как Вы создавали нечто подобное, когда были ребенком, на уроке рисования в школе. Вы берете листок бумаги, размазываете по нему краску, складываете его пополам, раскрываете, и видите, как волшебным образом создается интересный симметричный рисунок. Так симметричный баланс или дизайн – это своего рода зеркальное отражение.

Асимметричный баланс, с другой стороны – немного более сложный принцип ландшафтного дизайна. В то время как структура, форма, цвет и т.д. могут оставаться постоянными, чтобы создать некоторое единство, валуны разных очертаний могут быть разбросаны случайным образом. Эта форма баланса часто предполагает различные темы отдельных частей сада. Все темы равноправны, но имеют различные типы привлекательности.

Асимметричный баланс фактически выведен из равновесия, абстрактен или имеет свободную форму, но все же создаёт единство и равновесие при помощи повторения некоторых элементов.

Вот хороший пример: формы клумб или тропинок различны с обеих сторон от разделительной линии пейзажа, но все же используются некоторые повторяющиеся элементы и растения. Одна сторона может быть изогнутой волнами, в то время как другая сторона – прямая, ровная, жесткая и полностью противоположна первой. Но опять же, единение и баланс будут созданы другими элементами. Этот тип формы может создать приятный контраст. Плавные линии приятны для глаз, но смелый контраст изгиба и прямой линии может выглядеть очень интересно.

Асимметричный баланс не зависит от формы Вашего сада. Эта зависимость, конечно, может быть, но не обязательно.

Как пример можно взять сад, где одна сторона – это, главным образом, большие тенистые деревья, в то время как на другой стороне – преимущественно низкорослый цветник, или же объединение обеих форм. Как я подчеркивал ранее, ландшафт может быть абстрактным, но все же должен поддерживать единство через какие-то элементы, будь то камни, растения или декор.

Контраст и гармония могут быть достигнуты при помощи растений. Тонкая листва против более грубой, круглые или остроконечные листья, цветовые дополнения и контрасты.

Высота растений, цвет и структура могут отличаться на разных участках, но каждый участок должен быть объединён своей собственной темой.

Вы, наверное, заметили, что я много говорю о “темах”. Многие мои клиенты создали сами успешные проекты, придерживаясь основной темы и большинства принципов ландшафтного дизайна, описанных на этой странице. Надлежащий подбор растений или декора для сада является простым способом создания определенной темы.

Цвет добавляет привлекательность пейзажу и может менять ощущение действительности. Яркие цвета, такие как красный, желтый и оранжевый кажутся ближе к Вам и могут фактически заставить объект казаться ближе. Прохладные цвета, такие как зеленый, голубой и пастельные цвета кажутся дальше от Вас, и объект может казаться более далеким.

Серый, черный и белый считаются нейтральными цветами и лучше всего их использовать на заднем плане, тогда как на переднем – яркие цветы. Однако чтобы увеличить глубину пейзажа, Вы можете использовать темные и грубые по своей текстуре растения на переднем плане, а растения с более тонкой структурой и нежных цветов – на заднем плане.

Цвета могут также использоваться для привлечения внимания к определенной области сада. Яркое растение среди более прохладных оттенков естественно притягивает взгляд.

Естественный переход может быть применен во избежание радикальных или резких изменений в Вашем ландшафте. Переход – это в основном постепенное изменение. Переход можно передать высотой растения или его цветом. Но переход также может быть применен ко всем элементам в пейзаже, включая структуру, форму, размер листвы, но не ограничиваясь ею, а обращая внимание также на размер и форму других элементов. Другими словами, переход может быть достигнут постепенными подъемами и спусками различных элементов с разнообразной структурой, формой, цветом и размерами.

Примером хорошего перехода будет «эффект лесенки» – переход от больших деревьев к средним, затем к кустам и, наконец, к цветам. Для создания такого перехода требуется немного знаний о правильном выборе растений.

Переход – один из принципов ландшафтного дизайна, который может использоваться для “создания иллюзий” в пейзаже. Например, переход от более высоких растений к более низким может придать эффект глубины и расстояния (как в живописи), заставляя сад казаться больше, чем он есть в действительности. Переход от низких к более высоким растениям может использоваться для создания фокуса, чтобы заставить что-то выделиться и казаться ближе, чем на самом деле.

Линия структурирует ландшафтный дизайн. Это может главным образом быть связано с расположением клумб, тропинок и лестничных площадок.

Прямые линии смотрятся строго и угловато, в то время как изогнутые линии производят более естественный, нежный и плавный эффект.

Пропорция – это отношение размеров элементов друг к другу. Из всех принципов ландшафтного дизайна этот самый очевидный, но все же требует немного размышлений и планирования. Большинство элементов в ландшафтном дизайне могут быть заранее запланированы, чтобы сад принял надлежащие пропорции.

Например, если Вы создаете маленький сад во внутреннем дворике, огромная двухметровая статуя, помещенная в центр, будет смотреться непропорционально и немного нелепо. Или наоборот, маленький водопад с водоемом, помещенный в центре большого открытого двора, может потеряться в пространстве.

Не поймите меня неправильно. Это не означает, что, если у Вас большой сад, то Вы не можете разместить в нем маленькие статуэтки или другие какие-нибудь конструкции. Пропорция относительна, и элементы могут быть разного размера и располагаться в различных частях сада. Цель состоит в том, чтобы создать приятное соотношение среди трех измерений – длины, ширины и глубины или высоты.

Маленький фонтан или водоем может смотреться пропорционально, если поместить его в углу или на краю большого участка. Он становится фокусной точкой большого участка, создавая свою собственную особую атмосферу. Около этого водоема может быть размещена небольшая беседка, скамейка или создана целая тема. Другие пространства и темы могут быть созданы таким же образом. Кроме того, надо специально учитывать и уделять должное внимание правильному выбору растений, чтобы избежать непропорциональности растений.

Повторение непосредственно связано с единством. Хорошо иметь разнообразие элементов и форм в саду, но и повторение одних и тех же элементов дает возможность разнообразия.

Единство достигается повторением подобных элементов. Если в саду слишком много несвязанных объектов, он может казаться загроможденным и незапланированным.

Но здесь есть одна тонкость: изобилие одного элемента может сделать Ваш сад или двор неинтересным, скучным и монотонным.

Читайте также:  Лучшие сорта ампельных петуний и особенности их выращивания

Но все же, единство может создаваться при повторении нескольких различных элементов. Это может сделать Ваш сад интересным и оригинальным

Правила и принципы ландшафтного дизайна

Добавить в избранное

Ландшафтный дизайн представляет собой не только подбор коллекции растений, а является отдельным видом искусства со своими правилами. Причём он решает и эстетические, и практические проблемы (улучшение экологии, зонирование территории, защита от оползней и пр.). Новичкам в этом деле следует начинать работу с ознакомления с основными принципами.

  • Основные принципы ландшафтного дизайна
  • Тематичность
    • Единство
    • Простота
    • Баланс
    • Цвет
    • Естественный переход
    • Линии
    • Пропорции
    • Повторы
  • Правила геометрических фигур
    • Треугольника
    • Квадрата
    • Круга
  • Элементы ландшафтного дизайна
  • Видео: ландшафтный дизайн своими руками

Основные принципы ландшафтного дизайна

Основной принцип ландшафтного дизайна базируется на целевых предпочтениях человека. Первым делом следует определиться какие эмоции должен вызывать внешний вид участка (безопасность, умиротворённость, радость, спокойствие и пр.). Именно этот фактор должен стать отправной точкой в моделировании территориального обустройства. Отталкиваясь от него, можно будет производить подбор растительности, материалов, цветовой гаммы и элементов декора. Следующий фактор касается денежной стороны вопроса. Основа успешного планирования дизайна заключается в осуществлении точных просчётов. В обязательном порядке свои задумки следует сначала отобразить на бумаге.

При составлении проекта стоит учитывать:

  • наличие/отсутствие или возможность появления в будущем в семье детей, домашних животных — все объекты должны соответствовать правилам безопасности, а также включать отдельные зоны для них;
  • габариты участка и элементов, которые планируется на нём разместить.

Тематичность

Обустройство сада следует начинать с выбора темы и чётко следовать основным принципам в заданных рамках. Не обязательно привязываться к общепринятым стилизациям. Важно определить базовые и второстепенные детали. Садовых стилей достаточно много.

Для начала новички могут ознакомиться с основными:

    Классический — предполагает правильную геометрию и ярко выраженную симметрию с регулярностью композиции. Подходит для тех, кто любит порядок во всём и предпочитает минимализм.

Английский или пейзажный — сочетает плавность перехода линий, природную естественность. Такое устройство территории позволит почувствовать расслабление, спокойствие, снять напряжённость.

Французский — один из самых сложных стилей компоновки деталей. Относится к ландшафтам, предназначенным для отдыха. Сочетает романтичные и изысканные формы.

Кантри, или деревенский, — один из стилей, появившихся достаточно давно. Его устройство предполагает использование деталей характерных для периода, когда только зарождались первые человеческие поселения. В основном включает небольшие строения, полевые растения, нечёткие произвольные линии.

Эко-сад — пользуется самой большой популярностью в данное время. Предполагает воссоздание уголка дикой природы. Стиль достаточно прост в исполнении.

Японский и восточный — предназначены для тихого времяпрепровождения, единения с природой. В таких стилизациях не используются искусственные материалы и декоративные фигуры с правильной геометрией. Основными элементами здесь являются растения, гармонично сочетающиеся друг с другом.

Мусульманский, или исламский, — целью этой темы является создание оазиса, предназначенного для релаксации. Задумку позволяют воплотить в жизнь не только визуальные детали. В таком саду используются растения, источающие приятные ароматы во время цветения, плодоношения. Это позволяет значительно усилить эффект, к которому стремится автор.

Русский классицизм, или дворянский сад, — предназначается только для участков с большими габаритами, т. к. для стиля характерен размах. В нём используются крупные архитектурные строения, пейзажные элементы в виде деревьев, кустарников. Композиция сочетает в себе утилитарные и художественные функции.

Средиземноморский — предполагает наличие искусственного или естественного водоёма, крупногабаритной площади. Создаёт атмосферу расслабленности, сказочности. В этом стиле присутствуют не только визуальные детали, но и сочетание ароматов различных трав.

Хай-тек — направлен на создание обстановки для занятого человека нашего времени. В нём используются современные материалы и растения, им импонирующие. Детали чёткие, симметричные, даже слегка грубоватые.

Модерн — сочетает изысканность, обтекаемость форм. Создаёт впечатление дороговизны, элегантности. Деталям характерна плавность переходов.

Минимализм— основан на интерьерном дизайне. Достаточно сложен в выполнении, т. к. при использовании небольшого количества деталей необходимо чётко передать задумку.

Единство

Первый закон соблюдения гармонии в ландшафтном дизайне — это единство. Все элементы должны дополнять друг друга в рамках тематики. С этой целью подбираются как искусственные, так и натуральные детали по цвету, фактуре, размерам, доминантности и пр. характеристикам. В основе создания ощущения целостности картины лежит «правило трёх».

Согласно ему, элементы выстраиваются группами, включающими нечётное количество единиц (от 3 и более). Сгруппированные таким образом объекты приятно созерцать. Нечётность создаёт сильную иллюзию целостности за счёт того, что на подсознательном уровне человек понимает неделимость таких чисел пополам.

Простота

Самые простые элементы и формы дают наиболее удачные сочетания. Обеспечивают чувство гармонии и целостности образа. Этот принцип базируется на человеческом стремлении единения с природой. Наверное, каждый замечал, что в лесу или поле дышится легче, на душе становится спокойнее, исчезает напряжение, раздражённость. Всё потому, что вокруг простые формы, созданные природой. А вот нагромождения серых зданий в городе, перегружающие нервную систему своей массивностью, вгоняющие в депрессивное состояние, вызывают раздражительность и усталость.

Баланс

Не соблюдая баланс между деталями, можно подвергнуть риску даже ту гармонию, которая имелась на участке до его модернизации. Он может быть асимметричным или наоборот — геометрически правильным. Для симметричного баланса предполагается использование сходных элементов в зеркальном отражении.

Располагаются они в отношении конкретной центральной точки, в качестве которой могут выступать строения, дорожки, крупные растения. Для асимметричного баланса характерно использование многообразных форм и размеров. Все элементы при этом не должны конкурировать между собой, а наоборот — составлять единую картину.

Приём работы с цветовой палитрой очень важен в создании конкретной тематики. С помощью оттенков появляется возможность визуально управлять габаритами. Например, при использовании холодных цветов можно создать иллюзию отдалённости объекта, а с помощью тёплых — близкого расположения. Нейтральными считаются белый, чёрный и серый оттенки.

Они обычно применяются в оформлении фоновых элементов. Варьирование цветовой палитры позволяет также решить проблему сильного затенения. Чтобы сад не казался угрюмым, тёмным и не наводил уныние, используют растения со светлым окрасом зелени, белыми цветами. Для контраста часто добавляют горячих оттенков. Например, в центральной части располагают красные или оранжевые цветы.

Естественный переход

Плавность перехода линий является также немаловажной составляющей правильно оформленной композиции. Это касается, в частности, расположения растений на участке. Высокие, крупные экземпляры высаживают на заднем фоне, затем — средние, а впереди — мелкогабаритные, травянистые, стелющиеся.

Естественность переходов важна не только в эстетическом плане, но и в практическом. К примеру, при высадке на ближнем фоне крупных растений получится, что мелкие окажутся в тени и не смогут полноценно развиваться.

Линии

Достичь единства композиции помогают плавные линии. Обычно выстраивание элементов базируется на доминантности одной детали над другой. Это значит, что берут один основной элемент, например, дерево, а вокруг него начинают создавать остров из других растений, которые могут сосуществовать с ним в симбиозе и подчеркнуть значимость. Но если на участке высажен дуб высотой 10 м, а вокруг него ромашки — целостность картины нарушается.

Это происходит из-за сильного разрыва габаритов и прерывания линий. Расположение согласно «правилу трёх» позволяет создавать многоступенчатые переходы. Это ещё сильнее повышает эстетическую завершённость образа, т. к. линии не обрываются на одном уровне, а плавно перетекают одна в другую, заканчиваясь у самой земли.

Пропорции

Комфорт, который нужно создать с помощью дизайна, достигается за счёт правильного подбора пропорций. Это размеры конкретного объекта в отношении других деталей. В первую очередь этим объектом является человек, т. к. именно для его комфорта создаётся общая картина. Если поместить его в сад с громадными деревьями, то как минимум они будут создавать впечатление давления и вызывать страх перед замкнутым пространством. Также неуютно будет ощущать себя человек на пустом участке с почвопокровными растениями — это создаст чувство незащищённости.

Из этого следует, что все элементы декора, строения в саду и растения подбираются в соотношении с ростом человека. Остальные важные пропорции заключаются в правильном сочетании размеров площади участка, жилого дома, территории, отведённой под посадку растительности. Касательно флористических деталей выделяют 3 вида пропорций: в отношении человека, дома, других представителей флоры. Равновесие достигается также за счёт правильного сочетания размеров площади, занятой постройками и посадками.

Повторы

Технология повторения элементов является неотъемлемой составляющей любого ландшафтного стиля. Применяя дублирование линий, форм, цвета и текстуры, автор задаёт необходимый ритм. Данный приём может быть простым или усложнённым. Первый вариант предполагает дублирование одинаковых деталей в линии или составление из них определённого узора.

Усложнённый повтор — это чередование одинаковых элементов или планомерное изменение последовательности на регулярной основе. Например, использование определённой формы (квадрат, треугольник и пр.), которая постепенно увеличивается или уменьшается в размерах. Применять повторы можно как на архитектурных элементах, так и на растительных.

Правила геометрических фигур

Планируя преобразить садовый участок, каждому хочется достичь гармонии. Но создание необходимой картины не всегда получается легко. Избежать проблем помогут правила геометрических фигур. Традиция использовать правильные формы восходит к древности. В качестве примера может служить регулярный сад Версаля, заложенный ещё в эпоху французской монархии.

Вся композиция строится на 3 правилах геометрических фигур:

  • треугольника;
  • квадрата;
  • круга.

Треугольника

Правило треугольника базируется на подборе 3 высот, 3 форм, 3 цветов. Но компоненты должны сочетаться в разных долях пропорции — 8:3:1.

Оформление по правилу треугольника:

  • формы — разноформатные, небольшие элементы служат дополнением к более габаритным;
  • высота — детали располагаются по принципу убывания: на заднем фоне крупные, на переднем мелкие;
  • цвет — выбирается 2 основных, например, белый и оранжевый, затем добавляется небольшое количество контрастирующего (фиолетовый, синий или любой другой).

С оттенками можно экспериментировать в рамках выбранного стиля. В сочетании их поможет правило круга.

Квадрата

Данный закон основывается на расположении 4 сторон света. Это одна из подсказок для дизайнера, указывающая, как разместить растительность — для каждого элемента своё место и условия.

Нюансы применения правила квадрата:

  • расположение растений на участке с учётом их ботанических особенностей;
  • цвета смотрятся по-разному в различных условиях — например, белый мерцает в тени и светится в туманную погоду, а при ярком освещении теряется на общем фоне;
  • прямые солнечные лучи обедняют цветовую гамму, пододвигая даже необычный оттенок к примитивному спектру (жёлтый, синий, красный), поэтому открытые участки лучше декорировать в жёлто-красной гамме;
  • голубой тон зрительно расширяет пространство;
  • в закатное время последним уходит красный оттенок, поэтому западную часть территории следует оформлять в бордово-фиолетово-красном спектре с белым фоном.

Круга

Правило круга позволяет варьировать спектр цвета. Есть специальный дизайнерский круг, который показывает сочетание тёплых, холодных оттенков. Если визуально разделить пространство окружности пополам, то справа окажутся тёплые расцветки (от жёлтого до красного), а слева — холодные (от зелёного до синего).

Как уже было написано выше, чёрный, белый и серый тона относятся к нейтральным, поэтому в дизайнерском круге их нет. Но в самой композиции они присутствуют обязательно. Главное, в сочетании цветов опираться на принципы простоты и правило треугольника. Это поможет добиться гармоничной картины.

Элементы ландшафтного дизайна

Гармоничное сочетание различных элементов является одной из основных задач, которые следует освоить новичку в ландшафтном дизайне. Среди них имеются центральные и второстепенные. При помощи второй группы элементов расставляют акценты на основных.

Составляющие ландшафтного дизайна:

  1. Здания — являются центральной деталью в общей картине. Цель дизайна — создание гармоничной, уютной ауры, которая подчеркнёт преимущества и скрасит недостатки этого элемента.
  2. Газон, дорожки, бордюры — второстепенные детали, которые могут сочетать травы, кустарники, камни. Помимо расстановки акцентов на зданиях, они также используются для зонирования территории.
  3. Зелёные острова — клумбы с цветами, деревьями или кустами. В зависимости от тематики могут быть основными или второстепенными элементами. Позволяют создать уют, оттенить место отдыха, зонировать территорию.
  4. Крупные декоративные детали (малые архитектурные формы) — могут играть роль второстепенных на фоне крупных зданий или являться основными. В эту группу входят искусственные водоёмы (озёра, бассейны, ручьи, фонтаны), скульптуры, беседки.
  5. Малогабаритные декоративные акценты — второстепенная группа деталей. В неё входят фонари, клумбы, вазоны, садовые фигуры, мебель, зеркала.

Используя основные принципы и правила ландшафтного дизайна, описанные выше, можно без труда создать уютный угол на своём участке. Первым делом стоит заняться отображением своей задумки на бумаге. Затем можно приниматься за подбор растений с учётом их ботанических характеристик, потребностей для развития и роста, а также особенностей конкретного участка.

Ландшафтный дизайн: Что является основой

Природа дарит нам три основополагающих природных компонента сада – земля, вода, растения. Под землей понимается не только ее количество и качество, но характер ландшафта тоже. Поэтому, основой садово-паркового ландшафта выступает рельеф. Именно форма рельефа подсказывает дизайнеру, какие принципы ландшафтного дизайна применить, как выстроить композицию и какое стилевое решение выбрать.

Начинайте оформление своего участка только если вы действительно «загорелись». Теоретические познания мало что значат, пока нет огромного желания воплотить свои идеи

Рельеф является наиболее стабильным элементом садового ландшафта. От того, какой он есть, будут выстраиваться остальные компоненты. Занимаясь воплощением ландшафтного дизайна на своем участке, мы имеем дело с фрагментом природного ландшафта, в который сознательно вносим искусственные изменения.

Берем ограниченную определенными размерами природную территорию, внешний облик которой формируем, с учетом характерных особенностей рельефа, имеющихся посадок, качества почвы. В садах, которые расположены на наклонной местности, в склон встраивают крупные камни, валуны, имитирующие скальную поверхность. Высаживают вьющиеся многолетние растения с мощной корневой системой.

В ландшафтном дизайне всё должно соответствовать друг другу, чтобы выходил цельный образ. Выберите одну основную идею и ориентируйтесь лишь на неё

Отталкивайтесь от реальных нужд вашей семьи. Не стоит возводить античные колонны как у соседа, если они вам не нужны

Благодаря этим действиям, сад приобретает выразительный художественный образ и замечательный внешний вид. В таком случае видно, что дизайнер нашел удачное сочетание функциональности и внешней красоты.

Воплощение искусства в ландшафтном дизайне. Главные элементы

В каждом виде искусства есть свои средства выражения творческого замысла. Если это живопись, то основным средством найти образ является цвет, в скульптуре — форма. В садово-парковом искусстве, где применены основы ландшафтного дизайна, заключающиеся в совместном творении природы и человека, диапазон элементов создания художественного образа более обширный. Такими элементами выступают:

  • объекты живой природы – деревья и кустарники, цветы, водоемы;
  • объекты искусственной среды – малые архитектурные формы (садовые скульптуры, дорожки, арки, беседки).

Само наличие этих элементов на участке не обеспечит создание художественного образа. Чтобы получилась целостная, гармоничная картина, все должно быть сделано с применением правила ландшафтного дизайна и найдены определенные художественные способы ее воплощения.

Сделайте ставку на натуральные материалы, позволяющие максимально почувствовать сопричастность к природе

Спроектируйте сначала место для отдыха, а затем наполняйте площадки зелеными насаждениями. Так вы получите удобную структуру, которая позднее станет ещё и красивым садом

Читайте также:  Как убрать горечь из лука: способы избавления, полезные рекомендации

Основные принципы ландшафтного дизайна

Прежде чем принять решение по планировке и композиционных моментов, следует детально ознакомиться с особенностями территории. Если ваш участок имеет сложную форму, существенно облегчить себе работу возможно, воспользовавшись одним подходом — разделить на несколько простых зон. Они могут иметь прямоугольную, полукруглую, треугольную или иную форму.

Сад смотрится лучше, если в нем есть несколько четких линий. Например, дорожка или аллея с постриженными кустами

Единство стиля – если дом оформлен в деревенских мотивах, то и сад должен ему соответствовать

Этот подход помогает проанализировать особенности каждой из зон территории и, сделав выводы, гармонично скомпоновать объекты. Объединить все воедино следует придерживаясь определенных проектно-художественных принципов ландшафтного дизайна.

Принцип симметрии , совместно с принципом ритмического контраста.В этом случае, крупные и более мелкие по размеру объекты сада чередуются между собой в геометрической, заданной дизайнером, строгой последовательности. Создавая дизайн, проектировщик всегда ищет «стержень» композиции, ее композиционный центр и «доминантные точки». Опираясь на данный принцип, возникает, к примеру, следующий вариант решения – стержнем становится аллея, размещаемая по продольной оси прямоугольного участка. Центр композиции – круглая беседка, с декоративными элементами. По углам сада – четыре стройных кипариса. Они будут доминантными точками, замыкающими композицию.
Ритм.Простым проявлением ритма, является повторяемая через одинаковые промежутки линейная посадка кустов, деревьев. От умело найденного ритма и размещения акцентов, зависит легкость, полнота восприятия композиции сада. Сделать рисунок сада интереснее, можно с помощью возведения альпинария, террас, беседок, создания динамичного узора мощения дорожек.
Плавные формы .Для тех, кто устал от прямолинейных форм городских построек, при проектировании своего участка, используйте этот принцип. Согласно ему, площадки, клумбы, дорожки, живые изгороди имеют свойственные природе мягкие очертания и изгибы.
Нюанс, контраст .Это противоположные по форме проявления, принципы. Действуя по принципу нюансов, обеспечивается плавный малозаметный переход, от созданных дизайнером форм к природному ландшафту. При использовании контрастов все наоборот. Подчеркиваются различия форм, противопоставляются силуэты, очертания. В отличие от нюанса, контраст имеет свои выразительные особенности.

Плавный изгиб садовой дорожки, ведущей к липовой аллее

Пышный миксбордер кругового обзора на лужайке

Это не все, а только основные принципы ландшафтного дизайна. Стоит отметить принцип масштабности – одна и та же архитектурная форма, будет смотреться по- разному, в зависимости от того, в каком саду расположена. С существующими размерами участка, соизмеряйте масштабы планируемых построек, высоту и форму деревьев, кустарников и клумб.

Смешанная посадка высокорослых деревьев для защиты участка от ветра

Центр композиции – сухой ручей из камня

В сад всегда можно добавить что-то новое и интересное. Чем больше различных уголков и оригинальных идей, тем лучше он выглядит

Как оформить входную зону

Условно, участок делиться на 3 зоны:

  • переднюю часть (входная зона и палисадник);
  • боковые;
  • заднюю (включает в себя внутренний двор).

Разделение участка на зоны создает чувство порядка и аристократизма, подобно комнатам в доме

Входная зона не должна быть перегружена лишними деталями

Входная зона – лицо дома, по которому судят о вкусе жильцов, их образе жизни. Основными функциями этой части сада является создание декоративного эффекта, защита внутренней территории сада и дом от пыли, шума, идущего с улицы.

В этой зоне чаще всего размещают разные функциональные строения: навес под автомобиль, дорогу к гаражу, трансформаторные ящики, колодцы для сточных вод, прочие коммуникационные устройства. При правильном размещении и необходимости, эти элементы декорируются с помощью живой изгороди, решетки с вьющимися растениями.

Простой, но очень красивый заборчик перед входом на садовый участок

Шикарное оформление парадной зоны в восточном стиле

Хвойные растения перед входом в дом стабильны, не требуют сложного ухода, солидно выглядят в любое время года

В передней части принято высаживать декоративные кустарники, хвойники. Располагаются они с таким учетом, чтобы посадки не мешали проникновению солнечного света в окна дома. Симметрично посаженные ели или пихты, могут обрамлять вход в сад, а дополнят композицию фактурные валуны.

Еще необходимо позаботится о том, чтобы входная зона была красиво оформлена в любое время года. Для этого разбивается палисадник с растениями и цветами, дополняющими друг друга по оттенкам и периоду цветения. Живая изгородь из самшита, послужит прекрасным обрамлением дорожке и гаражному подъезду, мощеным природным камнем.

Опирайтесь на своё вдохновение, в нём ключ к созданию действительно потрясающего ландшафта

Участок с уклоном. Недостаток превратим в достоинство

Внутри сада часто встречаются перепады уровня, но это не является недостатком. Мастера ландшафтного дизайна полагают, что сад выглядит привлекательнее, чем многообразнее его рельеф. Дизайнеры помогут связать друг с другом разные уровни, изменить существующий рельеф (убрать или увеличить уклон), сформировать террасы.

Террасы – популярный способ придания наклонному участку ступенчатый вид, но работает до тех пор, пока уклон не слишком большой

При воплощении преобразований, следует учесть несколько важных моментов:

  1. Гармонично вписать природные переходы с созданными вертикальными и наклонными линиями лестниц, откосов, подпорных стен.
  2. При формировании горизонталей, стараться обеспечить такой уклон поверхностей, при котором, не будет происходить смыв плодородных слоев почвы. Важно, чтобы уклон был достаточным, способствовал удалению лишней дождевой воды, не давать ей собираться в лужи посреди сада.
  3. Произвести земляные работы – создать основу. Нужно сделать планировку местности, создать основной слой под засыпку или выемку земли, заняться выкапыванием ям и канав, сформировать откосы, засыпать или убрать землю.

Для подпорной стенки из камня высотой в пределах полуметра фундамент не нужен, достаточно правильной укладки и скрепления раствором

Подпорная стенка высотой в метр и выше требует определенной компетентности в строительном деле

Их внешний вид способен повлиять на эстетику сада. Строят их там, где есть откосы, присутствуют большие перепады рельефа, созданы разно-уровневые террасы. Чаще всего воздвигают подпорные стены между террасами.

Материал, из которого выполняют опоры – натуральный камень, сборные бетонные элементы и кирпич, если высота стены небольшая. Выбор материала понятен, так как позволяет создавать интересные архитектурные композиции, прочен и долговечен.

Каменные конструкции отлично вписываются в природный ландшафт и служит многие десятилетия

Деревянная подпорная стенка весьма интересна с точки зрения дизайна, но менее долговечна даже при условии использования твердых пород древесины

Кроме подпорных стен, для закрепления грунтовой поверхности откосов, используют несколько приемов: засев травой, укладка дерна, высадка кустарников. Невысокие подпорные стенки могут заменить садовые скамейки. Следует избегать воздвижения чрезвычайно высоких подпорных стен, из-за возможного нарушения гармоничного восприятия целостности пейзажа и во избежание дополнительных расходов.

Совет! Высокую стену лучше заменить двумя, тремя более низкими. Это облегчит переход между уровнями и не внесет диссонанс в естественность рельефа участка.

При выборе насаждений отдавайте преимущество растениям, растущим в естественных условиях на склонах и камнях

В ландшафтном дизайне существует много принципов и методов, как правильно оформить свой участок. Одна статья не в силах отразить всю информацию. Если у вас небольшой участок, воплощать все на нем, будет неуместно. Выберите несколько правил, которым будете следовать, подходящим вашему мировоззрению, количеству средств и времени, которое вы можете потратить. Этого будет достаточно для создания вашего оазиса!

Не хотите возится с газонами, рокариями и альпийскими горками? Обустройте дикий склон из камня и растений, которые не дают грунту разрушаться своими корнями

По законам красоты, или Секреты удачной ландшафтной композиции

Какие разные эмоции от сада мы испытываем, восторженно рассматривая журнальные картинки, с любопытством заглядывая за соседний забор или озадачено глядя на свою клумбу. Мы восхищены или разочарованы — но что, собственно, формирует наше впечатление? От чего мы отталкиваемся, определяя, хорошо увиденное нами или плохо?


Наши впечатления и эмоции от сада формируются под влиянием законов прекрасного

Субъективное и объективное: как мы оцениваем красоту

Чего мудрить, скажете вы, просто нам что-то нравится, а что-то не нравится. Но ведь всем, как известно, нравится разное. И даже не любя, скажем, ёлки, мы можем оценить, что вот та композиция с хвойными однозначно хороша.


Не обязательно любить елки, чтобы понять, что композиция с хвойными хороша

Значит, критерий выбран неверно, потому что, кроме субъективной оценки, существуют объективные законы прекрасного. В основном это законы цвета и композиции, которым подчиняется любое произведение. Именно их мы неосознанно анализируем при восприятии гармоничности той или иной картинки. И даже их не зная, в своём творчестве либо следуем им, либо нарушаем.

Конечно, законы прекрасного одни, а сфер творчества много. Как они будут «работать» в ландшафте? Попробуем перевести эти правила на свой ландшафтный язык, тем более, что многие понятия нам уже давно знакомы. Потому что недостаточно сказать «хорошо» или «плохо» — давайте анализировать, почему это так, а не иначе.


Как определить, хороша увиденная нами композиция или нет?

Итак, композиция — это взаимосвязь элементов любого произведения, позволяющая добиться его законченности и единства. В ландшафте это расположение элементов в определённой последовательности, то есть построение пространства при помощи растений. Она строится исходя из нескольких принципов.

Три плюс два, или Принцип целостности

Принцип целостности говорит сам за себя и подразумевает создание сада как целостного произведения, во взаимосвязи и взаимоподчинении всех его элементов. Именно единый художественный образ и отличает гармоничный сад от набора разрозненных элементов и растений.


Если соблюден принцип целостности, возникает единый художественный образ сада

Если у сада есть образ, то его можно сформулировать — как тему, идею, имя, если хотите. И даже если перед нами окажется сад из множества зелёных комнат, то это будет, к примеру, «Сад пяти садов» или «Сад контрастов». Потому что такова была концепция, а не потому, что так получилось. Но не будем отвлекаться.

Объединению сада в нечто целостное способствуют повторы в использовании одинаковых материалов, растений, цветовых решений. Повтор — это главное лекарство от разрозненности.


Белая скамейка, элементы отделки дома и цветущие кустарники гармонично дополняют друг друга

К примеру, оформление малых форм в саду диктует дом. То есть, заданный цвет крыши, фасадов и оконных проёмов, материал отделки крыльца и цоколя можно повторно использовать в отделке беседки и забора, цвете огорода и скамеек, элементах мощения и подпорных стенок. Цветовое решение сада можно поддержать и продуманной посадкой растений.

Конечно, современный рынок материалов и аксессуаров предлагает настолько широкий выбор, что сложно в нём не растеряться. Профессионалы говорят, что модулей не может быть больше трёх — три цвета, три формы, три материала. Причём, или — или, а не всего по три, иначе будет явный перебор. Предельно допустимая формула может звучать как «три плюс два». Например, три разных размера, но не более двух оттенков, или три цвета, плюс два материала.


Пурпурный цвет не только повторен в цветнике, но ещё и перекликается с цветом крыши

Для малого сада эта формула является непреложным правилом. Его нарушение грозит пестротой и перегруженностью. Доводилось, к примеру, видеть отмостку, набранную из нескольких фигурных элементов, двух цветов и с рисунком сверху. Почему это плохо? Потому, что приоритеты выбраны неверно, подобный «персидский ковер» настолько декоративно самодостаточен, что сад к такому мощению сажать уже не нужно. Разве что только газон…


Цветник вокруг дома повторяет его округлые формы, создавая впечатление законченности и гармоничности

Повтор растений в саду
также будет объединяющим моментом. Чрезмерно раздутый ассортимент не способствует целостности композиции. Малый сад не стоит превращать в филиал ботанического. Как тут не процитировать Джона Брукса, советовавшего «пересмотреть список растений, выбросить половину запланированных, и удвоить то, что осталось».

Более того, повторы цветовых пятен, фактуры, одновременного цветения в группах растений, которые взгляд выхватывает, многократно пересекая площадь сада, не только его объединят, но и зрительно расширят. Должно быть больше видов одного рода и сортов одного вида, большее количество одинаковых растений.


Чем больше повторяющихся, перекликающихся элементов, тем более гармоничной и стильной будет картина

Словом, чем больше единых, перекликающихся, повторяющихся элементов и материалов будет в саду, тем более целостную, а, следовательно, более гармоничную и стильную картину мы получим. Ведь стильно — это лаконично и выразительно.

Кто в саду главный?

Целостности композиции способствует и принцип обязательной иерархии компонентов. В любой композиции всегда что-то главное, что-то второстепенное. Одно доминирует, другое подчиняется. Что главное — вот основной вопрос, который нужно себе задать.


В любой композиции всегда что-то главное, а что-то второстепенное

При этом нужно иметь в виду, что вопрос стоит тем острее, чем меньше площадь сада. Например, простота линий планировки позволяет наполнить сад более декоративным растительным оформлением. И напротив, сложная планировка с обилием красивых линий выделится на фоне более лаконичной растительности. Придётся выбирать: или площадка с мозаикой на мощении, или яркий цветник вокруг. Заметим, что сложные в декоративном отношении английские миксбордеры и знаменитые природные цветники просты по форме.

Все композиции в саду соотносятся между собой как доминирующие и подчинённые. Если, войдя в ваш сад, гость не знает, куда в первую очередь повернуть голову, значит, вы ошиблись с расстановкой акцентов, не смогли выделить главное.


Все композиции в саду соотносятся между собой как доминирующие и подчиненные

Яркое пятно и эффектный цветник не могут быть использованы в одном видовом «кадре». За поворотом, за изгородью может появиться что-то новое, но не слева, справа и прямо одновременно. Есть правило, согласно которому на одну-две доминирующие группы в саду приходятся три-пять дополнительных.

Убрать акценты

Акцент — это наиболее привлекающий внимание элемент композиции, который может выделиться размером, формой, декоративной насыщенностью, яркостью цветового пятна. Если говорить о растительных композициях, то акцентными будут выглядеть растения с несвойственным для природного окружения обликом — например, с вертикальной кроной или белоокаймленной листвой.


Плакучая крона — очень сильный акцент

Цвет листвы может зависеть от времени года — акцент в таком случае будет перемещающимся (временным или сезонным).


Цвет листвы может создавать перемещающиеся (временные или сезонные) акценты

Чтобы грамотно расставить акценты в саду, важно помнить о нескольких правилах.

Чаще мы имеем дело не с отсутствием, а наоборот — с изобилием акцентных растений, ярких пятен. Вспомним знакомую ситуацию: мы купили все самые красивые растения, принесли, посадили… Но красиво почему-то не вышло. Почему? Прежде всего, потому, что они все красивые, то есть акцентные, а для любого акцента, во-первых, нужен фон.


Для любого акцента всегда нужен фон

Именно фоновые растения, скромные золушки второго плана, будут незаменимой оправой для грамотно поданного бриллианта. Во-вторых, акцент — это всегда то, чего меньше. Его просто не может быть много, поэтому та же декоративная листва или плакучая крона — безусловный акцент и в группе, и в природе.

Сегодня мы назвали три основных принципа, на основе которых создаётся композиция. Но это не значит, что мы исчерпали тему. Создавая сад необходимо также знать, что такое пропорциональность и сбалансированность, как помогают (или мешают!) восприятию контраст и нюанс. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Читайте также:  Клейера: фото, условия выращивания, правила ухода

Основы ландшафтного дизайна

Урок №1 – Основные понятия и принципы

В первом уроке мы рассмотрим основные законы, которыми пользуются мастера дизайна, будь то живописец, архитектор или ландшафтный дизайнер. Садово-парковое искусство – одно из древнейших видов культуры. Сады и парки известны с глубокой древности, они органично входили в мир повседневности, отражали в себе стилистические пристрастия той или иной эпохи, являлись своеобразным барометром религиозных или светских воззрений.

Садово-парковое искусство тесно связано с архитектурой, а значит, оно строится по определенным законам и правилам свойственным зодчеству. Как и любое произведение искусства, парк или сад должны иметь композицию (от латинского – составление, связывание).

Композиция

Композиция – своеобразная ось произведения. Она обуславливается спецификой вида искусства, содержанием, назначением и замыслом.

Части композиции должны быть подчинены, увязаны друг с другом, эта связь является залогом единства, цельности произведению. Композиция должна определяется особенностями вида, искусства и требованиями стиля. Так, для классицистического ансамбля характерны чёткая структура уравновешенность всех частей и единая точка зрения.

Пространство и перспектива

Первой составляющей композиции является отношение творца ландшафта к пространству. От замысла мастера – художника зависит какое оно – замкнутое или открытое. В ландшафтном дизайне можно употребить такие понятия как переполненное, естественное или свободное.

Садово-парковое искусство одно из древнейших видов культуры.

Допустим старый заброшенный парк или чаща леса вызывают ощущение замкнутого пространства. Естественное пространство – чередование закрытого и открытого пространства: из леса выходим на опушку. Открытое пространство свободно от форм, это луга, поляны, долины. Грамотно построенное пространство зависит напрямую от перспективы.
В искусстве ландшафтного дизайна перспектива служит воссозданию иллюзии видимого мира. Этот прием помогает организовать пространство в зависимости от поставленной задачи.

Форма

Форма – важнейший элемент наряду с пространством – комплекс средств и приёмов, помогающих воплотить и раскрыть художественное содержание. В ландшафтном дизайне форма лучше всего выявляется с помощью геометрических фигур: прямоугольник, треугольник, овал, круг, волнистая линия. В природе это силуэты деревьев, прямые и волнистые посадки живой изгороди, очертаний построек, в том числе павильонов беседок, фонтанов, мостов.

Линия

Линия одно из важнейших свойств композиции и пространства, она объединяет все элементы ансамбля и является своеобразным камертоном произведения, придавая ему настроение. Строгие и регулярные очертания садов Версаля и Петергофа. Плавные и естественные линии Павловска и Софиевки.

Санкт-Петербург, Россия. Петергоф,верхний сад.

Пропорциональность и масштабность

Следующим основным правилом, которое касается садово-паркового искусства должны быть пропорциональность и соразмерность.

Пропорция – это закономерное соотношение величин частей произведения между собой. Пропорция должна присутствовать и в наполненности растениями, и по наполнению цветом и по форме элементов: приблизительно 60-70% основного (цвета, формы, массы), 30-20% дополнительного и 10% контрастного. Важно учитывать и соразмерность, так как маленькое строение будет теряться на большой территории. Огромный дом, огороженный сплошным, глухим забором на маленьком участке, будет смотреться неуместно.

При проектировании участка или устройстве парка естественно не стоит пренебрегать ритмом – это чередование частей целого, совершающееся с определенной последовательностью. Использование ритма может придать композиции либо стабильность, спокойствие и величие (Трептов парк), либо динамку и напряжение (вилла Сарко Боско).

Берлин, Германия. Трептов-парк. Бомарцо, Италия. «Священным лесом» (Sacro Bosco)

Садово-парковая зона составляет почти 200 м в длину и 100 м в ширину. Сакро Боско украшен разнообразными мифологическими скульптурам и удивительными архитектурными сооружениями. Парк построен для герцога Франческо Орсини и является выдающимся памятником итальянского Ренессанса. Строительство парка затянулось на долгие 32 года: с 1548 до 1580. Его проектировали архитекторы Дж. Бароци и Пирро Лигорио, и назван он «Священным лесом» (Sacro Bosco). Из-за ужасающего вида и его «обитателей» в настоящее время парк переименован в «Парк монстров» (Parco dei Mostri).

Симметрия и равновесие

Одним из свойств организации пространства, является симметрия и асимметрия. Они организуют пространство объекта, сада или парка. Строгой симметрией отличаются парковые ансамбли: это территория МГУ, парк-асимметрия Гуэль в Барселоне.

Москва, Россия. Парковый ансамбль, территория МГУ, Воробьёвы горы Барселона, Испания. Парк Гуэль. Построенный Антонио Гауди в 1900-1914 годах.

Доминанта

Любой парк, сад имеют доминанту – основной объект или главный объект, который держит композицию и ради которой она создана. В основном это архитектурные большие произведения, дворцы: Версаль, Петергоф, Царское Село и т.п. Если рассматривать некую маленькую часть парка, усадьбы, то это может быть павильон, беседка, мостик, вокруг которого создаётся некая пейзажная картина.

Версаль, Париж. Сады у Версальского дворца. Санкт-Петербург, Россия. Петергоф, нижний сад.

Колористика

Эстетическое единство пейзажу или ландшафту парка, участка придаёт колорит – цветовой строй. Цвет воздействует на настроение, придает вкус, наполняет душу радостью или грустью. В идеале он не должен быть слишком бледным или слишком кричащим. Важно чтобы цвет постройки – доминанты гармонично сосуществовал с рельефом местности и особенностями пейзажа, колоритом окружающих растений.

При смене времён года меняется весь облик садового комплекса: весна в нежно-пастельных тонах, лето – яркая зелень, синяя гладь воды, брызги фонтанов, осень – золото деревьев с яркими вкраплениями красного цвета, все это в сочетании с архитектурой каждый раз читается по новому.

Цветовое решение ансамбля подобно душе живущей в теле: без колорита, цвета невозможно никакое произведение искусства, тем более садово-паркового характера.

Ландшафтный дизайн: его основы и законы.

Ландшафтный дизайн, как и все другое, имеет свои основы, правила и каноны.

Прежде, чем приступать к пояснениям того, на чем построены основы ландшафтного дизайна, стоит определиться с самим понятием. Итак, ландшафтный дизайн ― это ландшафтная архитектура, вернее ее область, которая в отличие от проектирования ориентирована на небольшие участки земли, а, следовательно, требует меньше времени для реализации.

В ландшафтном дизайне могут сочетаться элементы науки и искусства, в результате чего удается повлиять на функциональность и эстетическую его составляющую. Одна из основных функций ландшафтного дизайна ― приведение к естественной гармонии окружающей природы и современных строений. Чтобы добиться такого эффекта дизайнер досконально должен понимать, в чем заключаются основы ландшафтного дизайна, на чем построены принципы современного искусства в этой сфере.

Главные элементы искусства в сфере ландшафтного дизайна

В состав основных широко применяемых в ландшафтном дизайне элементов искусства входят:

  • масштаб;
  • цвет;
  • текстуру;
  • форму.

Эти основные понятия нужно рассматривать не только в совокупности, но и по отдельности, для определения природы каждого.
Каждый человек предъявляет свои требования к стилю, каждый делает все возможное, чтобы максимально приблизиться к мысленно созданному идеалу, реализовать который получится в рамках имеющихся финансовых возможностей.

Владельцам земельных участков, дач, садов очень хочется облагородить территорию так, чтобы земля оказалась не только полезной, но и красивой.

И если с понятиями дизайна интерьера многие уже досконально знакомы, то основы ландшафтного дизайна для большинства пока остаются загадкой. Более того, далеко не каждый может даже мысленно представить себе то, каким должен стать земельный участок, имея дефицит знаний в области ландшафтной архитектуры.

Что может быть лучше, чем выйти теплым вечером на крыльцо дома, полюбоваться закатом из собственной беседки, послушать пение птиц на красиво оформленной поляне, благоухающей цветами и травами? Оформляя участок возле дома главное, ― позаботиться о том, чтобы каждый его элемент вызывал чувство тихой радости и безмятежности.

Густой зелены газон, нежный шелест листвы деревьев, журчание собственноручно созданного ручья, плеск рыбок, ароматы, исходящие от живой изгороди, обязательно поднимут настроение даже в непогожий день, а значит, именно таким должен стать ландшафтный дизайн на участке, ― успокаивающим и расслабляющим.

Стили в ландшафтном дизайне

В ландшафтном дизайне существует несколько стилей, каждый из которых интересен.

На сегодняшнем этапе можно выделить несколько основных стилей ландшафтного дизайна, среди которых:

  • английский;
  • кантри;
  • японский;
  • природный;
  • смешанный;
  • китайский.

Какой стиль выбрать ― решает владелец участка, конечно, ориентируясь на финансовые возможности и общие характеристики участка. Так, например, многое зависит от особенностей почвы, а также от его назначения.

Существуют также и несколько законов, согласно которым создаются ландшафтные дизайны на участках земель, в рамках которых можно добиться реализации самых необычных и оригинальных проектов.

Закон доминанты

Главное здесь ― подчинение. В рамках закона обыгрывается тема господина и слуг. На участке это будут главные и второстепенные элементы, окруженные определенными декорациями.

Участок в этом случае планируется с обозначением доминантных мест. Главное, оформление в этом стиле не должно быть монотонным и банальным. Чаще всего используется прием разделения сада по вертикали деревьями с яркими цветочными клумбами. Здесь важно не переборщить с акцентами, которые могут вызывать утомление. Планируя доминанту, нужно понимать, что чем ярче она будет, тем больше нужно будет обустроить нейтральной территории.

В роли доминанты может выступать все, что угодно, в том числе и самое дорогое, что есть на участке. Например, оригинально доминируют подсолнухи, на фоне которых получаются просто замечательные фото.

На роль фона чаще всего выдвигается газон. Но, при желании можно именно газон сделать доминантой, если окружить его кустарниками и цветами. На музыкальном языке такой прием называют тихой кульминацией.

Закон простоты

В случае выполнения дизайна по закону простоты главное ― достичь выразительности, используя минимум средств. При этом речь совсем не о минимализме, а о том, чтобы избежать перегруза ― главного врага художника. Суть оформления в данном случае заключается в исключении всех лишних деталей, в том числе и растений. На небольших участках лучше избегать смешения стилей, так как дело это совершенно бесполезное и неблагодарное. Стиль, как правило, задается имеющимся объектом на участке, например, колодцем, баней или самим домом. Не нужно пытаться объять то, что объять невозможно.

Закон треугольника

Те, кто досконально изучают основы ландшафтного дизайна, наверняка уже слышали о том, что такое пропорции золотого сечения. Для того чтобы приблизительно рассчитать их, потребуется взять равносторонний треугольник, после чего провести высоту, разделить ее пополам и провести параллельную основанию линию. В итоге получится трапеция, глядя на которую можно будет определить количество необходимого материала.

В рамках этого закона важно соблюдать некоторые основные правила, например, не использовать компоненты в равных частях. Так, например, запланированная в трех цветах клумба не может быть разделена на равные части. Один из цветов должен преобладать над другим, тогда как третьего нужно будет добавить совсем немного. Правило трех действует здесь повсеместно:

  • три формы;
  • три размера;
  • три цвета.

Эти сочетания обыгрываются разными способами при обустройстве дорожки, клумб, дополнительных элементов.
Три, кстати, очень интересное число, так как вызывает на подсознательном уровне ощущение безопасности. Создать уникальные художественные композиции из двух предметов вряд ли получится, а вот из трех ― вполне. И не важно, что это будет, два куста и дерево, 2 клумбы и газон и так далее.

Закон круга

Закон круга существует не только в ландшафтном дизайне, это один из основных законов.

Изучая основы ландшафтного дизайна, обязательно нужно знать и закон круга. Принцип создания дизайна в рамках соблюдения закона прост: на координатную сетку наносятся цвета: в верхней части желтый, в нижней синий, справа ― красный, а слева ― зеленый. Смешивая цвета, можно получать разные их оттенки.

Цвета с содержанием желтого причисляются к теплым, синего ― к холодным. Цвета из одной четверти называют родственными. На одной клумбе можно смело высаживать растения с оттенками из одной четверти круга, чтобы пейзаж получится не таким однообразным, его можно «оживить» камнями и зеленью.

Цвета из одного полукруга являются не только родственными, но и контрастными, тогда, как цвета из противоположных частей круга считаются только контрастными. Каждый цвет имеет свою степень насыщенности и светлоты. Самые насыщенные цвета используются для создания доминантных композиций. Для смягчения тонов применяются листья серебристого или сизого цвета.

Закон квадрата

Это еще один закон, входящий в основы ландшафтного дизайна. Закон построен на четырех сторонах света: севере, западе, юге и востоке. Важно помнить о том, что каждое растение может расти в определенных условиях освещенности. С этими требованиями нужно мириться тем, кто заинтересован в оформлении сада согласно плану ландшафтного дизайнера.

Кроме того, в разных условиях освещенности один и тот же цвет имеет разный вид. Например, чарующего мерцания белого можно добиться в тени, а свечения его же ― в условиях тумана. При ярком освещении белые растения теряют загадочность.

Планируя клумбу, нужно помнить о том, что некоторые цвета способны визуально расширить пространство, тогда, как другие, наоборот, сузить.

Вывод

Соблюдая основные принципы, Вы сможете создать красивый и правильный ландшафтный дизайн.

Итак, подытоживая, выделим основные понятия в ландшафтном дизайне и принципы, которые нужно соблюдать, обустраивая территорию.

Самое главное ― правильно разделить пространство, при этом, сделать это нужно так, чтобы участок оставался гармоничным и целостным. Добиться такого эффекта просто, если в разных уголках сада разместить похожие элементы, или соблюдать единую цветовую гамму.

Не менее важный момент ― простота. Не нужно усложнять там, где можно все сделать проще, с минимумом деталей и цветов. Добавить ярких акцентов можно с помощью дополнительных элементов, опять же, использованных в меру.

Еще один шаг на пути к созданию стильного дизайна на участке ― выбор баланса, который может быть, как симметричным, так и асимметричным. Добиться определенного баланса можно с помощью высаживания растений с регулировкой их высоты, формы, цвета.

Важный принцип ландшафтного дизайна ― игра со светом и цветом. Здесь нужно помнить о темных и холодных тонах, о прихотливости тех или иных растений в отношении света.

Составляя проект ландшафтного дизайна, важно не забывать о плавности переходов не только между цветами и оттенками, но и отдельными элементами, например, формой, высотой, размером крон растений. Переход от высоких растений к низким позволит создать эффект глубины, сделать сад более просторным и широким.

Последний принцип ― пропорция. Ландшафтный дизайнер должен отслеживать соответствие размеров элементов участка, не допуская нелепых сочетаний и контрастов.

Теперь, когда вы знаете об основных принципах ландшафтного дизайна, оформить участок можно пробовать самостоятельно. Это совершенно не значит, что все принципы нужно применять в каждой части сада. Главное ― воплощать в жизнь идеи продуманно, не нарушая целостности сада. Как уже было сказано выше, достичь гармонии и единства можно, если создать определенную тему с использованием садового декора.

Если же основы и принципы ландшафтного дизайна, как искусства вас интересуют только теоретически, но на практике вы не готовы к экспериментам, то лучшим вариантом станет сотрудничество с опытным дизайнером или даже целой командой мастеров, которые смогут воплотить на вашем участке любые даже самые смелые фантазии, не нарушая главных правил дизайна.

Ссылка на основную публикацию