Все о бокалах для шампанского

Популярные модели бокалов для шампанского

Элитный напиток принято пить с престижных фужеров. Именно для таких целей, рекомендуем ознакомиться с существующими моделями сосудов.

К годовщине свадьбы стараются заказывать именные фужеры
ФОТО: podarkina.com

Преимущества хрустальных бокалов

Хрусталь – это особый материал. Иногда его называют богемским стеклом. В нем содержится около 24% окиси свинца. У хрустальных изделий есть ряд несомненных преимуществ:

  • Бокалы смотрятся торжественно и празднично;
  • Хрусталь по-особому преломляет свет;
  • Посуда из хрусталя намного прочнее стеклянной, она устойчива к царапинам;
  • Издает чистый мелодичный звон;
  • Эффектный дизайн. Хрустальные бокалы для игристого шампанского декорируют, делают алмазные грани, похожие на ромбы или сетку. Рисунки на изделия наносятся при помощи медноговалика;
  • Долговечность изделия;
  • Тонкость фужера при значительном весе и прочности.

  • Бокалы смотрятся торжественно и празднично;
  • Хрусталь по-особому преломляет свет;
  • Посуда из хрусталя намного прочнее стеклянной, она устойчива к царапинам;
  • Издает чистый мелодичный звон;
  • Эффектный дизайн. Хрустальные бокалы для игристого шампанского декорируют, делают алмазные грани, похожие на ромбы или сетку. Рисунки на изделия наносятся при помощи медноговалика;
  • Долговечность изделия;
  • Тонкость фужера при значительном весе и прочности.

Фужеры для шампанского: фото разновидностей посуды

Необычные фужеры для шампанского с оригинальной ножкой, оформленной под Эйфелеву башню

Испокон веков особую ценность имели фужеры для шампанского из богемского стекла, трактовавшегося как произведения искусства. Оригинальная посуда с филигранной отделкой, безупречным декором в виде росписи, гравировки вензелями, означающими инициалы хозяев, всегда считалась признаком роскоши и высокого достатка.

Фужеры для шампанского из богемского стекла с нежной росписью

Для производства эксклюзивных бокалов использовался высококачественный чешский хрусталь, бронза, серебро, медь и прочие виды металлов. Зачастую фигурные накладки из золота использовались для декора стеклянных изделий, которые выступали не только в качестве оригинального предмета сервировки, но и необычного украшения интерьера кухни или столовой в дворцовых апартаментах.

Фужеры для шампанского с рельефным декором из серебра, инкрустированные камнями

Элитная посуда с позолотой и росписью органично смотрится в интерьерах, выполненных в жанре классики, барокко, рококо, ампира, готики и прочих исторических стилях дизайна.

Невероятные фужеры для шампанского с элементами ручной декоративной ковки

Обратите внимание! Для современных интерьеров актуально использовать хромированные фужеры, стеклянные с фотопечатью либо светодиодной подсветкой, переливающейся разноцветным мерцанием до тех пор, пока в чаше не кончится содержимое.

Фужеры для шампанского с росписью ручной работы для девичника

После того как был изготовлен первый набор фужеров для шампанского по инициативе короля франков Гуго Капета, прошло более 11 веков. За это время искусные мастера усовершенствовали технологию производства посуды для этого алкогольного напитка, благодаря чему бокалы стали доступны всем истинным ценителям вкуса шампанского.

Необычные небольшие фужеры для шампанского

Сегодня их изготавливают из разных материалов, обладающих уникальными характеристиками и эксплуатационными свойствами. Узнав о них, вы с легкостью сможете выявить достоинства и недостатки фужеров для шампанского с разной основой:

Стеклянные фужеры для шампанского с отделкой ручной работы

  • Посуда из закаленного и незакаленного стекла. Бюджетный вариант бокалов, имеющий массу вариаций: фужеры из этого пластичного материала могут иметь всевозможный цвет и декор. Окраска фужеров важна при желании создать органичную либо контрастную сервировочную композицию в тандеме с цветом скатерти, столовых приборов, тарелок и других компонентов. Изделия из закаленного стекла отличаются отменной прочностью и стойкостью к появлению царапин на поверхности. Этот материал имеет высокую степень устойчивости к температурным колебаниям. Посуда из незакаленного стекла более хрупкая и, в отличие от ударопрочного материала, нуждается в бережном отношении. Если фужеры из закаленного стекла можно мыть в посудомоечной машине, то этот вид изделий категорически не приемлет подобного ухода. Производители рекомендуют их мыть вручную под водой комнатной температуры.

Набор классических фужеров для шампанского из закаленного стекла выглядит лаконично и элегантно в строгом интерьере

Высокие фужеры для шампанского с нежной росписью в виде одуванчиков

  • Фужеры из блестящего хрусталя, издающие благозвучный звук при соприкосновении, классифицируются по видам материала производства. Богемский хрусталь имеет основу из калиево-кальциевых составляющих, а бариевый – одноименное содержание. Элитными считаются изделия с высоким содержанием свинцового хрусталя. Отличительной чертой хрустальных фужеров является наличие многочисленных алмазных граней на поверхности чаши, которые преломляют световой луч и излучают ослепительное сияние, ассоциирующееся с торжественностью и праздником. Разноцветная посуда из богемского стекла окрашивается исключительно органическими красителями – примесями меди, железа и марганца. Безупречный внешний вид хрустальных фужеров компенсирует единственный недостаток этих хрупких изделий – необходимость деликатно ухаживать за посудой: использовать микрофибровые, льняные или фланелевые салфетки для натирания стекла.

На первый взгляд простые, но в то же время роскошные хрустальные фужеры для шампанского

Хрустальные фужеры для шампанского с отделкой оснований ножки бокала

Чтобы фужеры для шампанского с росписью, позолотой, хромированной поверхностью или любым другим видом декора долгое время не утратили первозданный внешний вид, для ухода за изделиями не стоит использовать посудомоечную машину, абразивные губки и чистящие средства.

Фужеры для шампанского с нежной росписью

Совет! Для придания блеска хрусталю нужно во время мытья добавлять в воду незначительное количество соды и соли.

Очень красивые хрустальные фужеры для шампанского необычной формы

Чтобы приобрести высококачественную посуду из хрусталя, нужно внимательно осмотреть поверхность изделия. Отсутствие сколов, микротрещин, пузырьков в стекле, видимых граней между чашей, ножкой и подставкой свидетельствует об использовании мастерами высокопробного хрусталя и искусном выполнении опытными стеклодувами.

Элегантные высокие хрустальные фужеры для шампанского с узорами у основания бокала


Для этого достаточно поставить на стол вазу с живыми цветами, оригинальные подсвечники с ароматизированными свечами и красивые фужеры для шампанского. Изящная посуда может выступить в качестве отличного подарка подруге или возлюбленному, что станет поводом чаще организовывать романтические ужины или дружеские посиделки.

Рейтинг лучших бокалов для шампанского на 2020 год

Просмотрено: 747

  • Время прочтения: 8 мин.
  • Какие бокалы для шампанского лучше? Многие ценители игристых вин уже давно обращаются к этой теме. Некоторые дизайнеры предпочитают низкие и широкие креманки. Кому-то более близок современный стиль — это узкие удлиненные фужеры флют. Один из авторитетных экспертов винной отрасли Ричард Джалин считает, что на порядок выше остальных можно поставить простой бокал для белого вина. Другой корифей, Фредерико Леонард, представляющий бренд Pernod Ricard, отметил, что изысканные игристые вина лучше подавать в обычных бокалах. Более простые напитки следует разливать в классику флют: такая форма дольше сохраняет температуру охлажденного вина и придаёт пузырькам внешнюю привлекательность.

    Простые виды бокалов для белого вина: бордо, шардоне, совиньон блан. Чаша бордо напоминает форму эллипса, в ней нет сложных изгибов и углов. Для белых напитков ёмкость немного меньше по объёму чем для красных, она вмещает не более 350 мл. Жидкость подается охлажденной, ароматы поднимаются неспешно, задерживаются у верхнего края фужера. Сосуды для шардоне имеют значительно меньший объем. Благодаря этому необходимая температура вин сохраняется дольше, и это позволяет пить напиток охлажденным. Ёмкости для совиньон блан — это вытянутый тюльпан. Это способствует тому, что вино поступает в ротовую полость к основанию языка, воздействуя на определенные вкусовые рецепторы.

    Бокал «флейта»

    Шампанская «флейта» – это уже современная икона игристого стиля. Внешне, это высокая узкая чаша на длинной или средней ножке – форма, которая плотно ассоциируется у большинства наших современников с торжествами и особыми случаями.

    Если вы любите, чтобы игристое играло, то такой бокал обеспечит вам стройные ряды пузырьков, поднимающихся от самого дна и с поверхности стенок. Пузырьки эффективно собирают и высвобождают букет напитка, при этом сами выглядят эффектно.

    По сравнению с «блюдцем», «флейта» гораздо ярче презентует игристое вино, образуя больше пузырьков, которые стремительно вырываются на поверхность и вступают в игру с нашим обонянием.

    В то же время, небольшая поверхность вина не даёт возможности собрать для нас большое количество ароматов и в полной мере раскрыть букет напитка. Для молодых вин это не представляет проблемы. А вот для более выдержанного, более сложного вина, требуется бокал, который даст ему больше пространства для демонстрации настоящего характера породистого шампанского.

    Резюме: бокал «флейта» идеален для большинства современных сухих игристых вроде просекко, но не очень подходит для дорогого выдержанного шампанского, которому нужно больше места, чтобы проявить себя.

    Если вы любите, чтобы игристое играло, то такой бокал обеспечит вам стройные ряды пузырьков, поднимающихся от самого дна и с поверхности стенок. Пузырьки эффективно собирают и высвобождают букет напитка, при этом сами выглядят эффектно.

    Тюльпановидный бокал

    Такой вариант встречается редко, но все же имеет место быть. Возьмите себе его на заметку: мало ли у вас не окажется классических, длинных бокалов для шампанского.

    Объясним, почему мы включили такой бокал в данный список. По сути, классическое шампанское или игристое вино — это почти тоже самое, что и белое вино, только с газами. Поэтому бокал для белого вина тут тоже будет вполне уместен.

    Аромат именно шампанского в таком бокале будет концентрированнее, а вкус сильнее. Чтобы понять вкус шампанского все же лучше остановиться на классическом, но если его нет, то (что ж поделать) используйте тюльпановидный.

    Бокалы для шампанского, а также напиток, который нужно в них наливать, вы можете купить в магазине WineStreet.

    Мескаль – это традиционный напиток Мексики (о чем нетрудно догадаться). Представляет собой напиток из сброженного сока агавы. Пожалуй, самым известным напитком типа «мескаль» является текила. Ее можно назвать старшим детищем этого напитка. Хотя, в Мексике называют мескалем все напитки на его основе, кроме текилы. Так что уже вам определять ее место в этой иерархии.

    История происхождения специальных бокалов для шампанского

    Старинные виды бокалов для шампанского заставили бы впасть в уныние современных почитателей этого напитка. Подавали искрящееся вино в конусообразных стаканах и грубых кубках, реже – в чашеобразной посуде, отдаленно напоминающей женскую грудь. Так продолжалось почти три столетия подряд, пока французы не изобрели тонкостенные хрустальные фужеры на высоких ножках.

    Читайте также:  Чем полезна настойка Левзеи и как её правильно принимать

    Посуда, которую отождествляли с распускающимся бутоном тюльпана, помогала дольше сохранить игру пузырьков, позволяла в полной мере насладиться вкусовыми качествами, ароматом и обликом вина в целом. И правда, до сих пор «champagne flute» или флейты-бокалы привлекают поклонников элитного шампанского не только своими идеальными абрисами, но и способностью выгодно подчеркивать достоинства элитного виноматериала.

    Клаус Йозеф Ридель

    Нынче шампанское принято подавать в удлиненных бокалах flute, сужающихся кверху, хотя в некоторых случаях используется абсолютно противоположная по форме тара – чашевидные плоские фужеры, изобретенные Клаусом Йозефом Риделем. Этот человек доказал способность плоских бокалов максимально долго сохранять аромат и игру искрящегося напитка.

    Ответ на вопрос, как называется бокал для шампанского, никогда не будет однозначным, поскольку в природе существует масса вариаций на тему такой посуды. Самые распространенные модели – это:

    • конусообразные фужеры, представляющие собой перевернутый конус;
    • фигурные либо геометрические;
    • удлиненная вытянутая тара из стекла или хрусталя;
    • дизайнерские фужеры для шампанского, выпускаемые в единичном экземпляре;
    • бокалы с обтекаемыми формами или гравировкой в середине;
    • асимметричные и повседневные, имеющие нестандартную форму или, наоборот, выглядящие как стаканы для сока;
    • креативные и т.д.

    Виды бокалов для шампанского

    Какими бы ни были понравившиеся вам бокалы для игристого вина, они должны соответствовать следующим требованиям:

    1. Таре следует быть узкой и вытянутой. Только так она сможет сберечь долгую игру пузырьков, в которых и заключается весь шарм напитка. Если использовать повседневную посуду или плоские фужеры, напиток быстро превратится в виноградный компот.
    2. Окружность ободка должна быть минимальной, но не мешающей полноценно пить алкоголь. Чем уже будет горлышко, тем дольше из него будет выходить аромат.
    3. Как показывает рейтинг потребительских предпочтений, простые бокалы без гравировок, рисунков и разноцветных узоров всегда выглядят намного выигрышней, чем их декорированные аналоги. Посуда без граней и рисунков подчеркивает оттенок игристого вина и дает возможность любоваться танцем пузырьков.
    4. Лучшие фирмы, занимающиеся производством посуды, выпускают эксклюзивные серии бокалов для шампанского, внутренние стенки которых покрыты многочисленными микроскопическими декоративными бороздками. Нанесенные лазерным способом, они заставляют пузырьки напитка образовывать стройные и красивые потоки. Технология искажения стекла лазером очень сложная и тонкая, а потому пытаться добиться ее результатов, просто царапая домашние бокалы – значит, не просто рисковать испортить посуду, но и спровоцировать повышенную дегазацию помещаемого в нее напитка.
    5. Ножки фужеров должны быть максимально длинными. Предельная удаленность основания бокала от чаши станет залогом того, что налитое вино будет долго оставаться прохладным.

    Профессиональные дегустаторы используют для снятия пробы новых и призовых сортов шампанского стандартную удлиненную посуду емкостью не более 200 мл, имеющую форму «флюте» либо «флер». Первая предполагает сужение фужера кверху, вторая – его расширение. Второй вариант также используется для коктейлей с шампанским .

    Профессиональные дегустаторы используют для снятия пробы новых и призовых сортов шампанского стандартную удлиненную посуду емкостью не более 200 мл, имеющую форму «флюте» либо «флер». Первая предполагает сужение фужера кверху, вторая – его расширение. Второй вариант также используется для коктейлей с шампанским .

    Виды бокалов

    Секреты выбора бокалов и винного этикета раскрывает Евгений Осипов, директор ресторанов отеля “Марриотт Ройал Аврора”: – Любой алкогольный напиток требует специальной посуды. Даже самое хорошее вино, разлитое в неподходящую для него емкость, теряет гармонию. А правильный бокал, напротив, подчеркивает аромат и вкус напитка. Обычно винные бокалы имеют стандартный объем (190-230 мл для белого вина, чуть больше, 240-255 мл, – для красного) и форму, напоминающую бутон тюльпана: чаша бокала широкая внизу, к верхнему краю слегка сужается, что не дает улетучиться тонкому аромату вина.

    При этом чаша бокала для белого вина отличается особой стройностью, больше вытянута кверху. Красное вино любит “дышать”, поэтому для него используются бокалы более широкие, “пузатые”. Наполнять такой бокал следует не доверху, а лишь на треть. Для насыщенного и элегантного фруктового вкуса вин типа Bordeaux, Rioja принята слегка вытянутая, яйцеобразная форма бокала. Красное вино типа Bourgogne, Barolo предпочитает просторные, округлые бокалы. Для терпких вин – малаги, шерри – выбирают бокалы очень простой, почти прямой формы.

    Для шампанского существует два вида емкостей, совсем не похожих друг на друга: флюте – высокий и тонкий бокал на длинной ножке объемом около 180 мл и креманка с очень широкой чашей объемом 120-270 мл. Креманку часто используют при создании пирамиды из бокалов. Но в любом случае к шампанскому следует подавать бокал на длинной ножке, чтобы рука не касалась чаши и не согревала ее – шампанское пьют охлажденным. Форма такого бокала позволяет увидеть игру пузырьков и насладиться этим благородным напитком. А узкое горлышко не позволяет живописной пенистой шапке исчезать слишком быстро. При подаче, особенно сухого шампанского, бокалы следует наполнять не более чем наполовину – для раскрытия вкуса и аромата напитка.

    1.Рюмка для ликера. 2.Стакан для виски. 3.Бокал для граппы. 4.Бокал пивной. 5.Рюмка ликерная.

    Объем и форму бокала можно рассчитать так, что они будут точно соответствовать букету определенного сорта винограда. Самые легкие и тонкие ароматы – запахи фруктов и цветов – поднимаются до краев бокалов. Середина обычно заполняется зелеными растительными ароматами. Самые тяжелые запахи остаются на дне. Часто вино взбалтывают или омывают внутреннюю поверхность бокала, отчего увеличивается площадь испарения, а с ней и интенсивность ароматов.

    Подход к пиву тоже изменился. Сейчас во всем мире вместе с традиционной кружкой используют и высокий пивной бокал, и бокал на ножке в форме тюльпана. Все виды пивных емкостей подходят для этого напитка одинаково. Выбор объясняется индивидуальным вкусом. Теперь о более крепких напитках. Традиционная водочная стопка стала более элегантной – до середины рюмка сужается, а затем расширяется кверху. Но и крепкие прямые стопки также актуальны. Ликерная рюмка малого объема (30-60 мл) называется пони и подается для питья ликеров в чистом виде. Она похожа на бокал для белого вина, только меньше по размеру. Виски – как со льдом, так и в чистом виде – пьют из невысоких, “коренастых” стаканов “олд фэшн” (буквально – “старомодный”). Толстое дно бокала позволяет сохранять необходимую температуру напитка. В этом же бокале можно подавать ликеры и коктейли на их основе.

    6.Бокал для мартини. 7.Бокал для красного вина. (каберне совиньон, мерло, барбареско). 8.Бокал для бренди, коньяка. 9.Бокал для белого и крепленого вина (токай, рислинг).

    Небольшой бокал в форме тюльпана рекомендуется для коньяка V.S.O.P., молодых арманьяков, бренди, кальвадоса, рома. Его форма и размер подчеркивают тонкие ароматы карамели и плодов и смягчают жгучую крепость алкоголя. Коньяки XO и зрелые арманьяки следует подавать в бокалах небольшого объема, с округлым основанием чаши и узким горлышком-верхом.

    Коньяк наливается на одну треть, до самой широкой части рюмки, чтобы весь аромат концентрировался у узкого горлышка. Рюмку следует согревать ладонью. Соки, газированные и прохладительные напитки, а также минеральную воду нужно подавать в коллинзе – стакане объемом от 300 до 420 мл, обычно чуть расширяющемся кверху. Или в строго цилиндрическом хайболле, объемом около 240 мл. Довольно интересная форма у бокала для айриш-кофе – это высокая, прямая чашка на ножке с небольшой ручкой. В нем подают и другие горячие напитки.

    10.Бокал-креманка для шампанского. 11.Бокал для шампанского. 12.Бокал для крепленого и красного вина (токай, барсак). 13.Бокал для белого вина (шардоне, совиньон).

    И напоследок – несколько советов начинающим эпикурейцам. Всегда берите винный бокал за ножку. Лишнее тепло будет мешать вину отдавать аромат, а вам – в полной мере любоваться его играющими оттенками. Если после подачи белого вина у вас нет возможности поменять бокалы под красное вино – сполосните емкости минеральной водой. Никогда не наливайте белое и красное вино в один и тот же бокал.

    Обращайте внимание на цвет поверхности налитого в бокал вина. Если поверхность вина окрашена в теплые тона (желтый, оранжевый, золотой), то это вино выдержанное. Если тона холодные (синий, зеленый, стальной) – молодое. Не храните бокалы рядом с чаем, кофе и травами. Любой посторонний аромат наложит свой отпечаток на стекло, а следовательно, на напиток. После того как бокал вымыт, обязательно протрите его сухим полотенцем. Тогда на бокале не будет подтеков. Если вы ужинаете в ресторане, где во время трапезы подаются различные вина, не удивляйтесь, увидев перед собой целый ряд бокалов. Обычная последовательность – справа налево.

    КСТАТИ

    Психологи утверждают, что от правильно выбранного бокала зависит не только вкус напитка, но и настроение человека. Прозрачные бокалы вызывают ощущение чистоты, легкости и открытости. Они хороши для подарка, особенно в конфликтных ситуациях, когда вы намерены вызвать расположение и доверие. Бокалы из цветного стекла не стоит дарить людям чересчур чувствительным, а бокалы с рисунком подходят людям смешливым.

    10.Бокал-креманка для шампанского. 11.Бокал для шампанского. 12.Бокал для крепленого и красного вина (токай, барсак). 13.Бокал для белого вина (шардоне, совиньон).

    Luminarc

    Французский бренд Luminarc реализует на рынке бокалы, изготовленные из ударопрочного стекла. Такая продукция, несмотря на относительно простой материал, относится к высокому классу.

    Цена на комплект из шести бокалов варьируется в диапазоне от 440 до 845 рублей. Стандартная ёмкость 140-160 миллилитров.

    • Ударопрочное стекло действительно обладает удивительными свойствами. При падении с небольшой высоты на деревянный пол бокалы не разбиваются. А если всё-таки удаётся их разбить, осколки получаются мелкие без острых кромок – не порежешься.
    • Ударопрочное стекло действительно обладает удивительными свойствами. При падении с небольшой высоты на деревянный пол бокалы не разбиваются. А если всё-таки удаётся их разбить, осколки получаются мелкие без острых кромок – не порежешься.
    Читайте также:  Кьянти – самое известное итальянское вино

    Если нет бокалов для шампанского, то какими бокалами их можно заменить

    Если дома нет бокалов для шампанского, их лучше заменить любыми емкостями для белого вина на длинной ножке, с узкой или средней чашей.

    Также можно приобрести набор универсальных бокалов объемом 300‒450 мл. Они более широкие, чем «флют», но также подойдут для шампанского, не размажут его вкус и позволят ему играть долго.

    Справка! Открывать шампанское с громким звуком и «выстреливанием» пробки считается дурным тоном. Лучше всего наклонить емкость под углом 45 градусов и аккуратно проворачивать не пробку, а бутылку ‒ так она откупорится более мягко.

    Я считаю, что достаточно двух наборов бокалов: универсальных и «флют». Я не поклонник игристого вина и покупать емкости специально для него не вижу смысла. В магазинах легко растеряться, поэтому обратите внимание на несколько советов:

    Premier Cru

    К представленному классу относятся одни из лучших вин Бургундии, что лишь в незначительной степени уступают спиртному категории Grand Cru. Их стоимость для основной массы потребителей также остается достаточно высокой. Зачастую производством и розливом такого алкоголя занимаются уважаемые владельцы небольших угодий.

    Village Wines – это класс так называемых «деревенских» вин. Сырье для производства такого алкоголя собирается не на масштабных виноградниках, а на частных сельских угодьях. Обычно на этикетке указывается деревня, в которой был изготовлен тот или иной продукт. Подобное спиртное выглядит находкой для гурманов, которые не располагают внушительным бюджетом, но в то же время желают познакомиться с настоящим вином Бургундии.

    Классификация бургундских вин

    Бургундия – самый «терруароориентированный» французский регион. Качество вина в первую очередь определяется сочетанием типа почвы в винограднике, погодных условий и сорта винограда, а не производителем (в отличие от, например, Бордо).

    Всего в Бургундии насчитывается около 150 апелласьонов и несколько сотен винодельческих деревень, которые имеют право указывать свое название на этикетке.

    Классификация бургундского вина также строится по географическому признаку.

    Grand Cru. В категорию входят 33 апелласьона, это всего несколько лучших виноградников, расположенных в части Côte d’Or, на их долю приходится 2% общей выработки региона. Например, Charmes-Chambertin, Montrachet и др. Вина с такой маркировкой предназначены для благородного старения в винотеках на протяжении 5-7 лет, лучшие образцы хранятся до 15 лет.

    Premier Cru. Хозяйства, производящие вино высочайшего качества, но чуть доступнее, чем в предыдущей категории. Выпускают на рынок порядка 12% бургундского, это 640 виноградников (Volnay 1er Cru, Santenots и др.). Вина Premier Cru также не пьют молодыми, а хранят как минимум 3-5 лет, иногда – значительно дольше.

    Village appellation (деревенские апелласьоны). 42 AOC, в частности: Mercurey, Pouilly Fuisse и т.д. Эти напитки представляют собой купажи нескольких вин среднего качества, изготавливаются либо на территории перечисленных в определении стиля 42 деревень, либо в частном неклассифицированном хозяйстве. Вывести единое определение вкуса или других характеристик невозможно, так как все вина очень разные. На эту категорию приходится 36% общего объема.

    Regional appellation (региональные апелласьоны). Всего 23 AOC, в их числе: Bourgogne rouge, Macon-Villages. Вина, производимые во всем регионе или в зоне, более обширной, чем одна деревня. В предыдущие три категории входят только белые и красные тихие вина, но здесь могут быть игристые и розовые, а также вина, на основе нестандартных сортов – не Пино Нуар или Шардоне. Эта категория делится на три группы:

    • AOC Bourgogne – любые вина, произведенные в Бургундии. Пьются молодыми, в течение трех лет после производства.
    • Субрегиональные (Sous-regional). Изготавливаются в конкретных частях региона (например, Bourgogne Hautes-Côtes de Beaune или Bourgogne Hautes-Côtes de Nuits).
    • Особенные. Вина, нетипичных для региона стилей – белое бургундское Алиготе, игристый бургундский Креман и т.д.

    Шабли – самый известный представитель Бургундии из белых вин, который пытается стать отдельным стилем

    Наособицу стоят вина Шабли (Chablis), но они маркируются по той же системе, начиная от Гран Крю и заканчивая «маленькими Шабли» (аналог регионального уровня). Вина Божоле в эту классификацию не попадают.

    Интересный факт: бывают случаи, когда производители специально маркируют свое вино классом ниже, чтобы поскорее его продать и не входить в убытки. Так что иногда удается купить Гран Крю по цене премьера.

    Premier Cru. Хозяйства, производящие вино высочайшего качества, но чуть доступнее, чем в предыдущей категории. Выпускают на рынок порядка 12% бургундского, это 640 виноградников (Volnay 1er Cru, Santenots и др.). Вина Premier Cru также не пьют молодыми, а хранят как минимум 3-5 лет, иногда – значительно дольше.

    silver_slider

    • Add to friends
    • RSS

    Заодно попробовали белое и розовое.

    Про вино. Бургундия

    Дождь хлестал по стеклу поезда, несшего нас от Парижа к Дижону. Пейзаж за окном менялся с головокружительной быстротой. За пол-часа я напрочь забыла о больших городах, стеклянных домах, кактусах в огороде и на подоконнике, стремительно несущихся машинах. Туман окутывал серебряную ленту реки, высокие ели на опушке леса. Все было настолько неспешно, идиллически. Просто нереально. Наш поезд казался мне капсулой, летящей во времени и пространстве.

    Сгущались сумерки. В домах зажигались огни. Значит в них кто-то живет! Атос громко потребовал Бургундского. Застоявшиеся кони заржали у дверей харчевни. Ущипните меня. Так не бывает. Это же все настоящее, правда? Может я задремала после долгой дороги и это мне только приснилось?

    А где виноградники? Ведь мы же в Бургундии? Где виноградники? Эта мысль мгновенно вывела меня из дремотно-идиллического состояния. Нет, я не сплю. И виноградников вдоль полотна железной дороги не вижу. И в Бургундии это правильно! И пейзаж за окном правильный, бургундский. Ведь 200 километров драгоценной, неказистой, словно искревленной артритом бургундской лозы — главной сокровищницы этого региона не маршируют стройными рядами вдоль транспортных магистралей. Они укрыты от глаз среди невысоких зеленых холмов и небольших поселений, в удалении от оживленного трафика. Так бесценные жемчужины прячутся за глухими створками раковины на дне морском.

    А ведь виноград и правда похож на жемчуг. Светящиеся изнутри ягоды покрыты перламутровой патиной и легкой дымкой, как самый драгоценный жемчуг оттенков сизой грудки голубки. Ну, и потому что он круглый! Шутка!

    Вкус мой, воспитанный на крепленой «Лидии», «Свадебном», сладком «Токае» и «Советком шампанском» в купе в армяно-молдавскими коньяками, или как сказал Паратов «на винах малоярославского розлива», до приезда в Израиль был неразвит, а посему неиспорчен и малотребователен. В последнее 10–15 лет вкусовые рецепторы у меня встрепенулись, окрепли, причем настолько, чтобы отличить хорошее вино от плохого, и даже, чтобы отличить каберне-совиньен от мерло, а шардоне от рислинга. Но дальше дело не пошло. Поэтому корчить из себя знатока я не буду. Но вино я люблю.

    Я люблю его не только пить (очень умеренно, кстати), я люблю его, как продукт. Нет, я люблю его, как явление. Как живопись, как архитектуру, как историю, наконец. Я люблю его субстанцию, запах. Люблю, когда оно тяжело стекает по стенкам бокала, обожаю смотреть сквозь него на свет и задержав глоток у самого горла, прокатить его потом по всему языку. Без вина моя жизнь бы была гораздо менее интересна, разнообразна и вкусна.

    А посему приехав в Бургундию, еще не зная про её прелестное жизнеустройство и чудную природу, я уже знала про её знаменитое вино. Но с ним оказалось все не так просто, как я предполагала.

    Лично я предпочитаю красные вина, изготовленные из винограда сорта каберне-совиньен. Они сдержаны, элегантны. Эдакая нестареющая классика. Если в каберне-совиньен добавить немного сорта шираз (сира), обладающего тягуче страстной гаммой, то на мой вкус выйдет самое то: эдакая слегка подвыпившая аристократка самых голубых кровей, но сбросившая напыщенность и холодность. Её, т. е. его — вино из каберне-совиньена и шираза хочешь сразу и ни по одному разу. К сорту пино-нуар я всегда относилась с прохладцей и даже некоторой снисходительностью, т. к. тот пино-нуар, что я пробовала, был эдакой простушкой не самой привлекательной внешности.

    Но оказалось, что все красные бургундские ведут свое происхождение от пино нуар! А все белые — от шардоне. Хоть с белыми мне повезло, т. к. шардоне — это мое любимое белое. В Израиле не часто встретишь шардоне, его, конечно, выращивают и вино, естественно, делают, но не в больших количествах. Израильское шардоне легкое и чуть сладковатое.

    Итак, в Бургундии, со всем разнообразием вкуса её вин выращивают лишь 4 сорта винограда:

    • красные: пино-нуар и гаме (виноград с красной кожицей, но белым соком).
    • белые: шардоне и алиготе.

    Теперь разберемся ещё с парой понятий: апелласьон и терруар.

    • Апелласьоном в винном мире принято называть исторически сложившуюся и документально зафиксированную в своих границах географическую область, в которой должен быть выращен виноград для производства данного вина.
    • Терруар — это совокупность всех природных факторов (почвы, климата, флоры и фауны), оказывающих влияние на виноград и, как следствие, на вино.

    Правила апелласьона, как минимум в теории, должны устанавливать для виноделов такие ограничения, которые позволят произвести наилучшее вино для данного терруара, максимально полно показать его особенности и характер в конечном продукте.

    Уф, как все сложно! В Бургундии эта сложность доведена, практически, до абсурда. Утвержденный Наполеоном закон о наследовании требовал равного разделения поместий между детьми покойного. Хорошо если в семье один ребенок, ну в крайнем случае два. А если больше? В результате поместья с большим количеством наследников делились, практически, на грядки. А поскольку вместо грядок в Бургундии виноградные лозы, то каждому, в конце-концов, доставалось по одной-две лозы. Из такого количества не соберешь винограда и для личного употребления, не то что для продажи. И так как бургундские поместья обычно малы и разрознены, большинство производителей изготавливают и продают вина из дюжины апелласьонов.

    Читайте также:  Как правильно держать бокал с вином

    Самые лучшие бургундские вина называются Гранд Крю (Grand Cru). Их выпускается всего 2% от общего объема.

    Вторыми в иерархии следуют Премьер Крю (Premier Cru). Они составляют 15% от всей продукции. Причем это абсолютно не означает, что вина Премьер Крю хуже, чем Гранд Крю. Бывает с точностью до наоборот. И очень часто растут заветные лозы через тропинку или канавку одна от другой, а подиж ты какая разница. Просто когда-то, кто-то решил, что протекающий рядом ручеек или ползущий по соседству сквознячок влияют в ту или иную сторону. А полученный продукт…сами же знаете «на вкус и на цвет»… ну и так далее.

    Этикетки вина класса «premier cru» сначала включают название коммуны, затем класс вина и, наконец, название виноградника (только в том случае, если для производства вина использовались ягоды только с одного виноградника). Если на этикетке нет названия виноградника, то виноград брался с разных мест. Вина класса «премьер крю» иготавливаются под AOC (Apellation d Origine Controlle) коммуны. Ну, где-то вот так как на этих бутылочках.

    А что же с остальными 83-мя процентами бургундского вина, спросите вы? Есть вина, которые производят под региональной классификацией AOC Bourgogne(«бургундское»). Они считаются ниже по уровню — просто региональными. Часто такие вина называют по сорту использованного винограда: Pinot Noir, Chardonnay, Bourgogne Aligote. Несколько лучшими считаются вина АОС Bourgogne Passe-Tout-Grains, иногда можно встретить вина из классификации АОС Bourgogne (Grand) Ordinaire.

    А по простому «младший» аппелласьон — региональный Bourgogne Rouge AOC. Выше него — коммунальные (вина называются по названию коммуны). Топ — вина с отдельных виноградников (крю), на которые поделена каждая коммуна.

    Территориально Бургундия разделена на субрегионы:

    • Шабли (Chablis)
    • Кот д’Ор (Cot d’Or), который состоит из Кот-де-Нюи (Cot de Nuits) и Кот-де-Бон (Cot de Beaune)
    • Кот Шалонез (Cot Chalonnaise)
    • Маконе (Maconnais)

    Если вино разлито по бутылкам самим производителем, на этикетке это отмечают одной из надписей:

    • mis en bouteille au domaine,
    • mis du domaine,
    • mis en bouteille e la propriate,
    • mis du propriataire.

    Термины domaine, propriate аналогичны термину chateau в провинции Бордо, т. е. означает отдельное винодельческое хозяйство или виноградник, где вино разливает по бутылкам сам владелец (рropritaire).

    Слава Богу, с теорией, более или менее разобрались. Пришло время перейти к практическим занятием, а именно к дегустации. За ней мы и отправились в селение под название Фиса (за произношение ответственности не несу, так сказал экскурсовод) в брошоне Жевре Шамбертен.

    Больше всего во французских поселениях такого типа меня поражает полное отсутствие жителей. Не бегают дети по

    улицам, не хлопают двери магазинов, не сидят старушки на лавочках, обсуждая прохожих. Да и каких таких прохожих

    им обсуждать, если улицы девственно чисты.

    Но это абсолютно не означает, что в селелении царит разруха и запустение. Домики блестят свежей, политой дождем черепицей. Дорожки посыпаны чистейшим гравием, на котором не найти ни одного опавшего листочка, не говоря уже об окурке или фантике.

    Ставни и ворота покрыты белилами без малейшего ржавого пятнышка. Но пустота и тишина. Кто же все это красил, посыпал и вычишал? Люди, ау-у-у-у, где вы!

    Но вот из одной такой дверки показалась тетечка и ласково, на хорошем английском, пригласила нас внутрь, в подвальчик, где наша дегустация должна была происходить. Это не был огромный подвал старинного замка, заставленный необъятными, потемневшими от жизни и бурной деятельности винными бочками, была просто зала, в которую вела лестница вниз, довольно скромных размеров с хорошим выбором красных и белых вин и шестью бутылками (3 белых, 3 красных), из которых нам предстояло продегустировать.

    Теперь самое время разобраться с бокалами. Сказать, что бокал, который нам выдали, вот этот:

    был правильным для специально красного, или специально белого, нельзя. Это универсальный бокал для обычных столовых вин. Тогда как специально для Бургундских красных Клаус Ридель в 1958 году создал бокал, который произвел сенсацию. Сравнительные дегустации показали, что вино в его бокале раскрывается лучше и производит намного более сильное впечатление, чем в любом другом. Бургундский бокал Клауса Риделя был признан чуть ли не произведением искусства и даже стал экспонатом музея MoMA в Нью-Йорке. Он — бокал, больше похож на коньячный, но с относительно высокой ножкой. Большой объем чаши просто необходим — в меньших бокалах богатое вино может показаться «плоским».

    Ну, нам выбирать было не из чего и пришлось пить из того, что дали. Белые вина, в ценовой категории от 10 до 35 евро прошли на ура. Самое дешевое за 10 мне понравилось больше всего. Оно пахло зеленым яблоком с какой-то мятной ноткой. Сладость в нем лишь угадывалась, в отличие от израильского шардоне.

    Чем было дороже вино, тем насыщеннее был его вкус. И сказать, что в белых винах мне это понравилось, я не могу. В нем ощущался дубово-полынный привкус, что-то от вермутов, немного плесени. Нет, не могу сказать, что я его полюбила.

    С красными было ещё сложнее. Цена трех вин росла от 26 к 99 евро, преломляясь где-то посередине. За 26 и 48 я лишь пригубила и вылила в специальную мисочку. Чтобы Я, да чтобы ВИНО, да еще Бургундское, да еще за больше чем 100–200 шекелей вилила в «унитаз». Да это уму не постижимо. Но нет. Не пошло и не понравилось.

    Третье вино за почти 100 евро бутылка сумрачным муаром темной этикетки поблескивало, дожидаясь своей очереди. Если 5 первых вин наливал нам экскурсовод, то последнее налила тетечка, встречавшая нас. Налила не от щедрой души, а совсем по чуть-чуть. Это мы с моим ребенком допили (было бы что допивать по чести говоря). У вина было хорошее послевкусие. Но само вино, как я не гоняла его по языку туда-сюда, впечатления не произвело.

    Как нам потом сказали, что вкус к тонким Бургундским винам надо воспитывать годами. Ну, где ж их взять годы-то эти. Я ж говорила, вкус воспитан на винах малоярославского рОзлива. Не судьба нам была подружиться с Бургундским. Может нам просто не повезло с «подопытными». В конце-концов из всех французских гран-крю 80% — бургундские. А все бургундские вина на память не назовет даже специалист. В этом краю 3300 названий винных поместий.

    Зато с самими виноградниками мы очень даже подружились. Покружив немного по грунтовке между доменами, мы вылезли на перекрестке дорог и пошли в глубь виноградников.

    Прогулка по виноградникам Шамбертена, вина которого называют самыми мужественными среди Бургундских, была истинным наслаждением. Все оттенки зелени, вкуснейший воздух и разлитая вокруг благодать. Короче, все чакры у нас пооткрывались, все рецепторы всех органов навострили ушки, и за эти пол-часа прогулки, я получила здоровья и позитивной энергии больше, чем…ну я не знаю больше чем, но много!

    А сейчас я вам испорчу настроение. В 2012 году замок Х! века Жевре Шамбертен с прилегающими к нему виноградниками купил китаец! На протяжении столетий им владела одна семья, а теперь тут филиал Поднебесной. Местные виноделы собрали 4 миллиона евро, чтобы выкупить поместье, но владельцы продали его за сумму в два раза выше предложенной французами. А как же национальный продукт и национальная гордость? Или и на бутылках Бургундского теперь будет написано «Майд ин чайна»?

    Но не все так грустно в Бургундском королевстве. Дальше мы проедемся до замка Кло де Вужо, принадлежащий оpдену Трастевина. А что и кто это такие?….ну, как говорится, продолжение следует!

    А по простому «младший» аппелласьон — региональный Bourgogne Rouge AOC. Выше него — коммунальные (вина называются по названию коммуны). Топ — вина с отдельных виноградников (крю), на которые поделена каждая коммуна.

    Хорошо жить в Бургундии

    Посетить эльдорадо французского вина и гастрономии – Бургундию – большая удача для любителей вкусного и прекрасного. Старинные замки, которые отнюдь не являются свидетелями былой славы, своим видом олицетворяют крылатую фразу англичан «Хорошо жить в Бургундии». Было хорошо, сейчас хорошо и будет тоже неплохо. Вдоль живописных холмов с виноградниками и шапками лесных массивов текут небольшие реки с кристально чистой водой, которые всегда полны рыбой. Названия местных населенных пунктов – Дижон, Бон, Вужо, Шабли – звучат как музыка для слуха гурмана.


    Авторитет вин Шабли настолько высок, что само название стало синонимом высококлассного белого вина. Самые северные виноградники Бургундии, дарующие знаменитое вино, расположены на крутых склонах по берегам реки Серен вокруг городка Шабли. Здесь царствует один сорт – шардоне, который работает на пределе возможностей. Прохладный климат делает вина экстремально свежими, а местные почвы, состоящие из древних морских отложений, придают вину яркие минеральные тона, которые так ценятся знатоками. Вина Шабли имеют несколько разновидностей. Пти Шабли (Petit Chablis, фр. petit – «маленький») – самые простые вина региона. Они легкие, обладают приятным цветочным букетом и не выдерживаются в бочках. В прежние времена эти вина не покидали пределов региона и подавались в графинах в местных ресторанах и кафе.

    Добавить комментарий